1074

Минздрав предупреждает:

За езду подшофе могут наказать и трезвого водителя
Самый страшный кошмар, который может случиться с водителем, — стать на пару лет пешеходом. Казалось бы, дело это нехитрое — достаточно слегка принять «на грудь», сесть за руль и попасться доблестным гаишникам. Дальше еще проще — медосвидетельст-вование, протокол, группа разбора и наш «самый гуманный», лишающий «прав» на максимальный срок в 99% случаев.
Поделиться

Самый страшный кошмар, который может случиться с водителем, — стать на пару лет пешеходом. Казалось бы, дело это нехитрое — достаточно слегка принять «на грудь», сесть за руль и попасться доблестным гаишникам. Дальше еще проще — медосвидетельст-вование, протокол, группа разбора и наш «самый гуманный», лишающий «прав» на максимальный срок в 99% случаев.


Однако чаша сия может коснуться и добросовестного человека, не позволяющего себе совмещать руль и спиртное. Причем, попав под шестеренки административной махины, доказать что-либо он вряд ли сможет. Мало кто из водителей знает, каким именно образом должно проходить медицинское освидетельствование. А уж тем более загадка, что за законодательные акты и приказы регламентируют этот процесс. Минздрав постоянно «выпускает» какие-то новые инструкции и правила, но до широкой общественности они обычно не доходят. На данный момент ясно только то, что, попавшись пьяным за рулем (а скоро и отказавшись от поездки к врачу), водитель на 100% становится пешеходом минимум на полтора года.

Такая неразбериха дает массу возможностей для мздоимства гаишников, отправляющих водителей освидетельствоваться к не имеющим лицензии врачам, которые, понятное дело, тоже в доле, а следовательно, признают пьяным и грудного ребенка. Да и честные эскулапы нередко идут на многие нарушения, желая побыстрее отвязаться от огромной очереди «клиентов». Сама процедура на данный момент регламентируется всего лишь одним документом — постановлением правительства РФ, принятым в 2002 году. Эта бумага просто поражает своей лаконичностью: узнать четкие требования и к кабинету нарколога, и к самому врачу из него практически невозможно. Все «подводные камни» постановление регламентирует одной емкой фразой — «в порядке, установленном Минздравом», а следовательно, даже въедливый шофер, досконально изучивший этот документ, найдет слишком мало аргументов своей правоты, чтобы противостоять натиску служителей свистка и полосатой палки и наркологов.

Предыдущая редакция правил медосвидетельствования четко регламентировала и сроки, в которые водителя обязаны отвести в больницу, и порядок исследования, а также обязывала врачей всесторонне ознакомить «подопытного кролика» с результатами экспертизы (причем под роспись). Кроме того, в этом «законодательном своде» было четко прописано, что человек, не согласный с результатами, может требовать повторных анализов у этого же врача. В новой инструкции такого и в помине нет. Следовательно, даже трезвый шофер, отказавшийся расплатиться на месте, но уже угодивший в объятия административной машины, рискует долгое время добираться до дома на метро. Единственный выход — пройти повторную проверку за деньги и попытаться отстоять свои «права» в суде.

К сожалению, об обязанностях наши правоохранительные органы рады проинформировать любого гражданина, а вот грамотно разъяснить его права чаще всего не отваживается никто. Остановивший водителя якобы за «пьянку» гаишник очень часто забывает, что перед тем как отправить страдальца к наркологу, он обязан мотивировать свое решение. Причины четко определены одним из документов Минздрава, но, к сожалению, их формулировка такова, что придраться можно практически к любому человеку. Правда, многие служивые игнорируют этот пункт, на словах объясняя водителю, куда его сейчас повезут и что ему грозит. Подобный психологический прессинг позволяет легко заработать шальные деньги и тем более избавиться от нудной бумажной волокиты (заполнение протоколов и прочее).

Кроме того, многие инспектора выходят на дороги подзаработать вместе с врачами.

В теории проводить медицинское освидетельствование может только имеющий лицензию нарколог в специально оборудованном для этих целей кабинете или передвижном пункте. На практике же процедуру упрощают до минимума — в качестве лаборатории используется обычная машина «скорой помощи», а экспертизу проводит врач «неотложки», имеющий весьма смутное представление о требованиях нормативных актов. Обычно в таком случае тесты ограничиваются лишь просьбой «дыхните в трубочку», а вердикт зависит от предложенной суммы или личного расположения доктора.

Кстати, гаишники очень часто путают две совершенно разные вещи — отказ от медосвидетельствования и нежелание дуть в трубочку прямо на посту. Даже если служивый предложил вам «дыхнуть», результат этого «эксперимента» не может служить доказательством вашего нетрезвого состояния. Во-первых, эти приборы априори имеют довольно большую погрешность, а кроме того, должны обязательно проходить ежегодную проверку (чего чаще всего не происходит). В столице эта проблема в общем-то решена — у московских служивых на вооружении нет алкатестеров (по крайней мере официально), но вот в регионах стоит весьма остро. Хорошо хоть, подобная экспертиза не является доказательством для суда. Уже создан прецедент, когда водитель из Пермской области в Верховном суде не только вернул свои «права», но и добился признания действий районных служителей Фемиды незаконными. К сожалению, такой выход хорош не для всех. Во-первых, он требует немалых материальных затрат, а кроме того, способен отобрать все свободное время, которого у большинства просто нет.

Если вы уверены в своей трезвости, а полусонный эскулап и замерзший гаишник настаивают на обратном, совет можно дать только один — после получения протокола пройти повторное освидетельствование у другого врача, а к заседанию суда постараться найти хорошего адвоката. Сладить самостоятельно с бюрократической махиной удается единицам, а становиться без вины виноватым в общем-то глупо.


НАША СПРАВКА

Передвижной наркологический пункт должен отвечать целому ряду требований, установленных законом. Прежде всего, у «лаборатории на колесах», собранной на базе обычной пассажирской «Газели», должна быть лицензия Минздравсоцразвития, во-вторых, высота потолка не должна быть меньше 1,85 метра, в-третьих, авто обязано быть оснащено холодильником (для хранения биологических сред), умывальником с минимальным запасом воды в 7 литров, биотуалетом, постельными принадлежностями, а также резиновой дорожкой шириной 0,6 и длиной не менее 3 метров. Кроме того, все сведения о водителе и проведенных тестах должны заноситься в регистрационный журнал, акт освидетельствования составляется в двух экземплярах (один врачом, второй гаишником), причем не только подписывается врачом, но и заверяется печатью медучреждения. Если хотя бы один из этих пунктов нарушен, у водителя есть право потребовать признать результаты экспертизы недействительными.