Сегодня только ленивый не объявил себя бескомпромиссным борцом за лучшую жизнь столичных водителей.
С относительно недавних времен главным злом на дорогах принято считать не криминальные подставы, открытые колодцы канализации и нечистых на руку гаишников, а банальные московские «пробки».
Борьба с «пробками» — дело престижное и, главное, выгодное. Избавление Москвы от заторов равносильно победе российской сборной на чемпионате мира по футболу — это утопия. Но в процессе заведомо неравной схватки легко набрать дивиденды, как политические, так и материальные.
С «пробками» борются все, начиная с самой верхушки городской администрации, ГИБДД и заканчивая мелкими разрозненными инвесторами — застройщиками микрорайонов. Чуть ли не каждая поездка по городу столичного градоначальника без группы «обеспечения» заканчивается его инициативами и нововведениями. То грузовики поперли из центра, то отцами города овладела идея платного въезда в пределы Садового. Наверное, увидели собственными глазами, сколько «чайников» совершенно бесплатно рассекают по историческому центру столицы. К тому же уже не первый год не дает Юрию Михайловичу покоя идея организации на Садовом кольце одностороннего движения. Несмотря на вполне обоснованные сомнения отраслевых специалистов, недавно мэр Москвы очередной раз сообщил в телевизионном эфире о том, что в ближайшее время движение на Садовом кольце все же станет односторонним.
Понятно, что экспериментировать с одной из главных артерий города без острой нужды (в прямом смысле слова) никто не станет. Затрудненное движение по Садовому кольцу и прилегающим улицам — аргумент, конечно, весомый, но не настолько, чтобы кардинально менять схему движения, складывающуюся десятилетиями. Но энергия чиновников ищет выход, да и нужда в данном случае, как ей и положено, имеет вполне конкретный финансовый эквивалент. В прошлом году одним из приоритетнейших направлений в развитии транспортной инфраструктуры города считался проект строительства Четвертого транспортного кольца. Однако первые изыскания проектировщиков в этом направлении дали такие результаты, от которых отцы города почувствовали недомогание. Общая протяженность магистрали составит 61 км, в том числе существующий участок (Ломоносовский и Нахимовский проспекты) — 16 км. А это значит, что даже по самым грубым и предварительным подсчетам на строительство трассы необходимо вдвое больше средств, чем ушло на Третье кольцо, — порядка $10 млрд. Таким образом — подобных денег-то у города нет — о Четвертом кольце можно пока не мечтать. В начале февраля главный архитектор Москвы Александр Кузьмин так и сказал. Мол, строительство Четвертого кольца будет отложено на два-три года из-за финансовых трудностей.
И тут на передний план опять выходит Садовое кольцо. Идея масштабная, под стать фигуре самого Юрия Михайловича, и не слишком обременительная для бюджета. Действительно, в финансовом плане смена ориентации Садового выглядит относительно безобидно, считают в НИиПИ Генплана Москвы. Этой организации до ноября месяца поручено всесторонне исследовать проблему. Специалисты сходятся во мнении, что при условии организации движения против часовой стрелки удастся избежать строительства многих развязок. Главное, чтобы автомобили, двигающиеся из области, могли заезжать на Садовое правым поворотом, а не через развязки, необходимые при движении по часовой стрелке. Экономия — налицо. Игорь Бахирев, начальник отдела организации дорожного движения НИиПИ Генплана, подтверждает, что теоретически для изменения схемы движения достаточно предусмотренных в уже утвержденной московским правительством КСОД (комплексная схема организации движения) строительства трех подземных переходов (на Кудринской, Сухаревской площадях и в районе Серебрянической набережной) и реконструкции пяти развязок. Более того, — считает господин Бахирев, — возможно, дальнейшие расчеты покажут, что какие-то из этих развязок (Кудринская, Сухаревская, Смоленская и Зубовская площади, а также у Красных Ворот) вообще окажутся лишними.
Сегодня, как нам кажется, сдержанный оптимизм представителей института Генплана — не что иное, как вынужденная покорность железной воле Юрия Михайловича. К идее поворота Садового кольца в одну сторону здесь всегда относились скептически, ссылаясь на массу объективных факторов, которые необходимо исследовать. Главным «но» до недавнего времени оставался вопрос с окончанием строительства Третьего кольца, без которого просчитать возможные схемы распределения транспортных потоков было бы невозможно. Существует и масса прочих нюансов. Между тем Юрий Коротков, главный инженер НИиПИ Генплана, очень точно сформулировал позицию и отношение института к вопросу: «Если мэр сказал, что надо поворачивать движение, — значит, повернем». Достойный ответ, более красноречивое «фи» трудно придумать. Впрочем, столичный мэр все же оставил себе пути к отступлению. Хоть он и уверен, что одностороннее движение «позволит повысить интенсивность движения на 40%», но сначала, соглашается мэр, нужно все рассчитать и лишь затем принимать решение.
Так или иначе, но на Садовом свет клином не сошелся. В наступившем году основное внимание дорожных строителей будет сосредоточено на строительстве новых развязок на северо-западном участке ТТК, реконструкции некоторых развязок на Тверской улице, а также на создании дублирующих радиусов в наиболее загруженных направлениях. Прежде всего речь идет о формировании Краснопресненского проспекта, призванного восполнить пробел между Волоколамским и Рублевским шоссе.
Осуществление этого амбициозного проекта, включающего строительство уникального квантового моста длиной 1050 метров и нескольких тоннелей глубокого залегания под Серебряноборским лесничеством, может занять более трех лет. Торжественного окончания иных «строек века» в этот период ждать не приходится. Проект «Москва-Сити» с новым транспортным узлом и дублером Кутузовского проспекта обещает растянуться надолго, поэтому единственной зацепкой властей в благородном деле борьбы с «пробками» остается, как ни крути, Садовое кольцо.