Приключения «электроника»

В любом автомобиле рано или поздно выходит из строя любая система. Однако поломка какого-либо электрического или электронного компонента — один из самых, пожалуй, неприятных сценариев. Eсли же неисправность электрической природы, выяснение ее причины, вполне вероятно, станет непростой задачкой даже для квалифицированного авторемонтника.

В любом автомобиле рано или поздно выходит из строя любая система. Однако поломка какого-либо электрического или электронного компонента — один из самых, пожалуй, неприятных сценариев.


Eсли же неисправность электрической природы, выяснение ее причины, вполне вероятно, станет непростой задачкой даже для квалифицированного авторемонтника. Мастера выделяют несколько глобальных групп неисправностей. Входящие в первую вызваны возрастом автомобиля и естественным износом его систем. Имеются в виду отгнивающие контакты, «дубеющие» высоковольтные провода, «умирающие» датчики АБС и тому подобные неприятности. «Естественные» поломки можно назвать самыми простыми для профессионала по ремонту автоэлектрики. Тут все подчиняется логике и потому относительно легко диагностируется. Другая категория неисправностей, с которыми специалистам-электрикам приходится иметь дело едва ли не чаще, — последствия неквалифицированного ремонта. Например, теряется контакт в одной из фар головного света, причем сама лампочка в порядке. «Специалист» из придорожного сервиса просто подключит вышедшую из строя фару к рабочей. На какой-нибудь «девятке» такой финт удается. Хотя повышенная электрическая нагрузка на провода рабочей фары может «прикончить» и их. А вот на «умных» авто, особенно иномарках, компьютер станет сигналить о неполадках в электрике, несмотря на то, что все «вроде как работает». Искать причину сигнала об ошибке придется уже настоящему специалисту, который попросит за свои услуги 200—500 рублей.

Секрет фирмы

Еще одна «головная боль» автоэлектрика — засекреченность фирменного программного обеспечения автомобилей. Автопроизводителей и дилеров можно понять — они на этом деньги зарабатывают. Большинство автовладельцев уже знают, что технология ремонта «у дилера» частенько заключается в простой замене узла, на неисправность которого укажет диагностический компьютер. Выдает он, например, диагноз: неисправен датчик АБС. Приговор мастера скорее всего будет однозначен — менять. А при наличии у сервисмена желания разобраться может оказаться, что датчик всего лишь забился грязью и заработает после банальной очистки. У разных марок авто ценники на запчасти различаются, но замена «неисправного» датчика может облегчить карман автовладельца на $50—200. «Секретность» фирменного программного обеспечения затрудняет независимым ремонтникам жизнь. Без него, особенно на свежих авто, бывает невозможно даже «сбросить» сигнал компьютера об уже устраненной ошибке. Программы со временем взламываются кем-то на Западе или воруются там и в конце концов попадают в Россию. В автомастерских, где серьезно подходят к ремонту автоэлектрики, применяют отечественного изготовления довольно редко встречающиеся диагностические стенды. Эти устройства в отличие от фирменных не рассказывают на человеческом языке, что сломано в машине. Из графиков на их дисплеях только настоящий профи поймет, что происходит в электронике авто, неважно какой марки.



Лучшее — враг хорошего

Многие специалисты по автомобильным электронным системам уверены, что Москва — уникальнейшее место в автомобильном мире. Тут можно встретить авто любой марки, модели и модификации. Недавно, например, в один из автосервисов попала Volvo V70, прибывшая недавно из США. Оказалось, что она «утопленница» — жертва какого-то урагана. На «мозги» ее двигателя купание произвело катастрофическое воздействие, и работать как следует агрегат отказывался. Математического обеспечения для этой модификации авто в России найти не удалось. Даже у «официалов». Выяснилось, что машина изначально предназначалась для малайзийского рынка. Пришлось перепрограммировать блок управления заново, что обошлось владельцу примерно в $1500.

Мастера считают, что большинство иностранных моделей авто, появившихся на свет после 1998 года, заметно потеряли в надежности по сравнению с предшественниками. Виновата в этом в основном электроника, которой с того момента стало гораздо больше в машинах. Конечно, всяческие ESP и HDC здорово облегчают жизнь водителя, увязывая системы автомобиля в единый комплекс. Но из-за этого от неисправности в одной из управляемых электроникой систем «икается» другим. Достаточно характерна неисправность выхода из строя электронного блока управления АКП. Например, на Isuzu Trooper 1998 года выпуска на официальном сервисе обнаружили такую неисправность. Диагноз — замена блока на новый. С учетом стоимости запчастей цена вопроса — около $2000. Загрустивший хозяин авто для очистки совести обратился к неофициальным сервисменам. Выяснилось, что виноват в «глюках» блок управления двигателя, работающий в связке с «коллегой» в АКП. Приведение системы в порядок обошлось всего в $200.

Такая технологичная и передовая вещь, как единая информационная шина, устанавливается на многих современных автомобилях. На нее «завязываются» чуть ли не все электрические системы. Из-за этого обрыв во второстепенной цепи может доставить большие неприятности. В какой-то мере иллюстрацией этого может служить недавняя история с «гарантийным» Peugeot 607. Перестали работать электрические стеклоподъемники и центральный замок. Хозяин отправился к дилеру. Фирменная диагностика смогла лишь «открыть Америку», сообщив, что «в системе центрального замка обнаружена неисправность». Пришлось обращаться к неавторизованным сервисменам. Те, «включив» здравый смысл, не погнушались забраться в подозрительные места авто. Выяснилось, что в электрический блок кнопок электростеклоподъемника на водительской двери каким-то образом попала вода. Какой-либо иной причиной объяснить полную коррозию одной из токопроводящих полос на этой электрической плате объяснить не удалось. Произошел обрыв электроцепи, который и вызвал неполадки. Как только «дорожку» пропаяли, все заработало как надо. Цена вопроса оказалась почти символической, учитывая модель, юный возраст авто и симптомы неисправности, — чуть больше $300.



«Чиста бензин»

Одна из часто встречающихся проблем на авто с инжекторным двигателем — сгоревший бензонасос. Чаще всего причина кроется в качестве топлива. Грязь забивает его фильтр, и бензонасос начинает работать почти «всухую». Замена сломанного топливного насоса почти на всех авто — дело простое. Не стоит забывать только, что при этом необходимо устранить причину неисправности — удалить грязь из бензобака. Технология тут простая: бак демонтируют и с помощью проточной воды и стирального порошка (того, что «без пены») вымывают любую грязь. Весь комплекс работ (замена и промывка) обойдется примерно в $100. По словам мастеров, половина отказов при пуске двигателя — на совести автосигнализаций. Практически в 90 процентах случаев их устанавливают не «по уму», а как удобно установщикам, большинство из которых к тому же действуют еще и шаблонно. На практике борьба с «сошедшей с ума» сигнализацией среднего уровня обходится автовладельцу в сумму от 500 до 3000 рублей.

Из опыта автоэлектриков самые надежные авто — «американцы». Следом за ними в своеобразном рейтинге надежности электронных систем идут «японцы», а за ними «немцы». Машины корейских и французских марок плетутся в самом его конце. С другой стороны, наиболее ремонтопригодными считаются японские автомобили. На втором месте в этой номинации идут представители Германии. На третьем — «американцы». Замыкают список те же «корейцы» с «французами».




None