О том, что благодаря круговой поруке между медиками и инспекторами ДПС пьяным могут признать любого (а за это грозит лишение «прав» минимум на полтора года), мы уже писали («МКмобиль», №8/2005). Но у служивых есть и другой излюбленный пункт Правил, наказание за нарушение которого не менее сурово. Чуть ли не на первом месте в инспекторском рейтинге стоит выезд на встречную полосу, за который можно лишиться водительского удостоверения минимум на 2 месяца.
Впринципе с «научной» точки зрения выезд на встречную полосу — это пересечение одной или двух сплошных линий разметки и продолжение прямолинейного движения. Но ни в одном законодательном акте не сказано, сколько именно метров нужно проехать за «сплошной», чтобы нарушить этот пункт Правил. Как раз таким пробелом и пользуются нечистые на руку инспектора, желая заработать на водителях левый рубль. По мнению служивых, причем с негласного одобрения их начальства, любое пересечение сплошной линии — выезд на встречную полосу, а тот факт, что поворот или разворот через «сплошную» — всего-навсего нарушение разметки, никого не интересует. Поскольку за невыполнение требования дорожных знаков и разметки наказание предусмотрено ст. 12.16 КоАП, а следовательно, водителю грозит либо предупреждение, либо штраф в 50 рублей, гаишники не размениваются на такие мелочи. Максимальная сумма, которую можно получить с шофера, — размер штрафа, но вот если за нарушение грозит лишение «прав», автовладелец может быть более щедрым и сговорчивым. Следовательно, служивым остается только доказать, что водитель совершил выезд на полосу встречного движения, и размер прибавки к жалованью существенно возрастает.
Став свидетелями такого нарушения, гаишники поступают просто. Шоферу сначала предлагают разойтись на месте (цена вопроса не меньше 500 рублей), а в случае отказа выписывают протокол за нарушение п. 9.2 ПДД и ст. 12.15 ч. 3 КоАП РФ (то есть за выезд на встречную полосу). Причем служивые научились ловко обходить «формальности», пользуясь отсутствием четкого определения выезда на «встречку».
Во-первых, гарантом правдивости протокола выступают сами гаишники (которые обычно работают в паре, а следовательно, на стороне придорожной милиции оказываются сразу два свидетеля), во-вторых, многие служители свистка и полосатой палки чертят схему правонарушения, из которой следует, что водитель не просто повернул, но сначала пересек «сплошную», проехал по встречной полосе пару метров, а уж потом совершил маневр. Если в машине сидели пассажиры, то их служивые «забывают» вписать в протокол в качестве свидетелей, мотивируя это нарушение тем, что они сами могут рассказать все гораздо лучше каких-то сторонних лиц. В том случае, если подобный прессинг не дает ожидаемых плодов, назначается день разбора в ГАИ, и водителю приходится отправляться по своим делам уже с временным разрешением. Кстати, и в группе разбора «все схвачено». Круговая порука не дает сбоев, и дознаватель, недолго думая, отправляет нарушителя к мировому судье.
Справиться с подобным беспределом можно несколькими способами. Во-первых, водитель имеет право обжаловать решение гаишников у их же начальства. В заявлении необходимо указать, с какими именно пунктами не согласен автовладелец (неверная трактовка нарушения, отказ вписать свидетелей в протокол, составление не соответствующей действительности схемы), и требовать принятия законного решения. Если же с этим вы уже опоздали и дело отправлено в суд, то доказывать свою правоту придется у служителей Фемиды. Самой простой выход — заручиться поддержкой юриста. Если такой возможности нет, придется самостоятельно попытаться разобраться в российских законах, а это дело довольно сложное. Кроме того, еще при составлении протокола необходимо внимательно читать те бумажки, которые вам предлагают подписать. Если вы не согласны хоть с одним пунктом, обязательно укажите это в объяснениях.