Похоже, Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) продавило свое предложение о снижении пошлин на импортные автокомпоненты. Нынешние ставки в 10—12%, следуя воле г-на Грефа, должны понизиться до 3—5%. А на некоторые виды запчастей и вовсе опуститься до нуля. Отечественное автомобильное лобби не смогло убедить правительство оставить в покое таможенные ставки на комплектующие. Чем это грозит автопрому и как отразится на автомобилистах?
Напомним, как развивались события. Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике на заседании 27 января этого года рекомендовала правительству РФ отменить пошлины на часть импортных автокомпонентов. При этом запчасти, ввозимые для свободного обращения на вторичном рынке, будут облагаться ныне действующими ставками пошлин.
Однако в противовес этому автомобильное лобби направило премьер-министру России Михаилу Фрадкову письмо, в котором говорится, что снижение пошлин на комплектующие приведет к тому, что Россия превратится в страну отверточной сборки. Авторы предупреждают, что после отмены таможенных ставок у российских производителей комплектующих начнется упадок, а затем и скорая гибель всего автопрома. Приводились и прогнозы. Например, через несколько лет после обнуления пошлин страна лишится 100—120 тыс. рабочих мест и около 1% ВВП.
В правительстве на всякий случай сделали вид, что испугались. Однако, как выяснилось, ненадолго. Вскоре стало известно, что и «генералы» автопрома готовы смириться с понижением пошлин на комплектующие, но с одним условием — это решение должно быть принято одновременно с документом «О промышленной сборке», в котором были бы прописаны все условия введения «нулевых» ставок.
Однако чем же вызвана борьба «почвенников» с «западниками»? Вот немного статистики. По консервативной оценке зарубежных специалистов, легковой автопарк нашей страны через пять лет увеличится до 30 млн. штук. Сегодня в России на тысячу граждан в среднем приходится примерно 150 машин.
В столице эта цифра достигает 235 автомобилей на ту же тысячу жителей. Даже учитывая, что в прошлом году автопром превзошел по объему выпуска легковушек бывший СССР, спрос на автомобили только увеличивается. Хотя до той же Европы нам пока далеко: там на тысячу граждан «прописано» не меньше 400 авто. То есть по сравнению с Россией у европейцев превосходство почти троекратное. Можно смело утверждать, что наша страна осталась практически единственной перспективной территорией в деятельности зарубежных автоконцернов. Плацдармы в Бразилии, Индии и Китае уже давно захвачены мировыми производителями и поделены. Национальные компании там отсутствуют вовсе или присутствуют в единичных экземплярах (например, в Индии — ТАТА или в Китае — 1-й и 2-й автомобильные заводы).
Как известно, половину российского автопарка составляют машины в возрасте от 7 до 10 лет. Причем парк старых машин постоянно растет. И основной покупатель «помоек» — провинция. Почему так происходит?
В развитых странах большинство покупателей новых машин — владельцы подержанных автомобилей независимо от социального статуса. В России прирост новых авто происходит исключительно за счет роста благосостояния представителей городского среднего класса — менеджеров, мелких предпринимателей и средних бизнесменов, сотрудников разного ранга всевозможных компаний и прочего «мидла». В свою очередь, подержанные отечественные авто и бэушные иномарки из крупных городов находят новых владельцев в той же провинции, где граждане в силу экономических причин заметно беднее. Денег у них в обрез, и только на «возрастной» автомобиль. Вот такой получается замкнутый круг.
Специалисты считают — Россия еще не подошла к той критической точке, когда ее граждане начнут массово скупать новенькие автомобили. Но она уже подошла к черте, за которой для мировых концернов просматриваются весьма хорошие прибыли.
По некоторым оценкам, в 2005 году объемы продаж новых авто в России составят порядка $12 млрд.! Концернам есть за что бороться. Вот еще один пример — динамика производства автопредприятий с зарубежным капиталом, работающих в России. В 2003 году ими собрано 57 000 машин. В 2004-м — 120 000. В этом году планируется сделать уже 200 000. Продукция «Ford», GM, BMW, «Hyundai», «Kia» расходится как горячие пирожки. Только успевай подносить.
Последствия не просчитаны
По мнению ряда экспертов, обнуление пошлин на автокомплектующие может негативно сказаться на российских предприятиях — поставщиках запчастей для совместных автопредприятий. Зачем компаниям закупать их у российских производителей, если те же коврики, легкую штамповку и прочую мелочовку можно завозить от своих поставщиков из третьих стран, где стоимость рабочей силы и расходы на транспортировку заведомо ниже, чем в России? Поэтому снижение пошлин на автокомпоненты без всяких условий выгодно для тех производителей, в том числе и отечественных, которые планируют у нас массовую отверточную сборку зарубежных моделей, — считают они. Как заметил один весьма компетентный специалист, решение об обнулении пошлин принималось в узком кругу и документа еще никто не видел...
Другой вопрос — повышение пошлин на новые иномарки, который давно обсуждается в правительстве. На недавней конференции, посвященной автопрому, некоторые российские представители предлагали повысить таможенные ставки до 35 и более процентов. Однако большинство экспертов не считают это возможным.
— Как производственник я всей душой выступаю за повышение пошлин на новые иномарки, — посетовал один видный российский автоэксперт. Но, увы, договоренности со Всемирной торговой организацией (ВТО) не позволяют этого делать. Ввозные пошлины определены в 25%, и точка. Единственное, что может сделать российская сторона, — снизить их в течение семи лет после вступления в ВТО до 15%.
...Как известно, на переговорах с ВТО Украина уступила членам этой организации по более чем 5000 позициям. Может, и нам, как говорится, положить на автопром с прибором и дружно пересесть на новые иномарки. Где только денег подзанять?
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Екатерина КУЛИНЕНКО, PR-менеджер российского представительства «Ford Motor Company»:
— Мы поддерживаем идею снижения пошлин на автокомпоненты, потому что это будет стимулировать развитие автомобильной индустрии в России. Говорить о том, какие узлы и детали мы готовы ввозить беспошлинно, пока преждевременно. Для этого необходимо вступление в силу законопроекта о снижении пошлин на автокомпоненты. Пока же мы придерживаемся другого документа — Указа Президента №135. Компания должна достичь 50% локализации производства автомобилей Ford во Всеволожске в течение пяти лет со дня начала производства. По календарю это 2007 год. На сегодняшний день локализация составляет около 25% от стоимости автомобиля. Сегодня заводу во Всеволожске поставляют компоненты 16 российских предприятий, продукция которых находится на европейском уровне. Это боковые и лобовые стекла, коврики и брызговики, штамповка деталей кузова, пластик и пенонаполнитель сидений...
Павел ЛЕШАКОВ, пресс-секретарь ЗАО «Автотор»:
— Нашу компанию решение о снижении таможенных ставок на автокомпоненты практически не касается. Мы работаем в особой экономической зоне, где действует режим льготного таможенного склада. Тем не менее руководство компании считает, что обнуление пошлин не очень хорошо для наших производителей. Это приведет к развитию простейшей отверточной сборки автомобилей иностранных брендов, но не к локализации производства. Могу сказать, что заманивать таким образом иностранных инвесторов в Россию — не самый лучший способ. Сегодня пошлины на импортные автокомпоненты составляют 10—12%. Если их понизят до 3—5%, это не критично для основной массы производителей автокомпонентов. Но, повторюсь, опасно для некоторых отечественных производителей запчастей, которые надеялись за счет локализации выйти на более высокий уровень производства.
Анастасия КОКОРЕВА, PR-менеджер российского представительства «Toyota Motor Company»:
— Предложение Минэкономразвития о снижении пошлин на автокомпоненты мы оцениваем положительно. Однако каких-либо решений о строительстве завода «Toyota» в России пока не принято. Что касается производства комплектующих на территории России, то мы рассматриваем все предложения. Главное, чтобы они соответствовали стандартам качества нашей компании.
Александр КОВРИГИН, заместитель гендиректора «АСМ-холдинга»:
— Все зависит от того, какие будут условия обнуления пошлин на автокомпоненты. Понижение таможенных ставок с определенными условиями может даже ужесточить требования к иностранным партнерам. Что значит ужесточить требования? Сейчас есть Указ Президента №135, разрешающий режим таможенного склада и беспошлинный ввоз автокомпонентов. Однако в документе отсутствует идеология. Поясню, о чем идет речь. В документе не прописано, что такое локализация производства. Допустим, «Ford» считает локализацией зарплату, электроэнергию, транспортные расходы. А я, к примеру, понимаю под локализацией установку на автомобиль генератора, электрооборудования, шин российского производства.
Обнуление пошлин прежде всего ударит по нашим производителям автокомпонентов, которые в рамках локализации поставляют свою продукцию зарубежным сборочным автопроизводствам, работающим в России. Поскольку после принятия такого решения запчасти проще будет ввезти, чем их делать здесь.
Сегодня в России довольно высокий спрос на новые иномарки. Тем не менее только одним решением правительства зарубежного производителя в страну не привести. Необходима внятная политика государства в области промышленного производства, в том числе и в таможенной политике. Должна присутствовать предсказуемая налоговая политика, государство также должно регулировать тарифы естественных монополий. И конечно, должен быть принят «Закон об инвестициях», без которого иностранных производителей к нам не затащить. Весь мир так работает, и Россия здесь не исключение.