Глядя на Ford Explorer, сразу понимаешь, что размер действительно имеет значение, и это — главная «фишка» внедорожника. Такой автомобиль невозможно не заметить, а это что-нибудь да значит. Конечно, он меньше флагманского Expedition и не столь престижен, как, скажем, Toyota Land Cruiser, да и внешне простоват, но считаться с собой на дороге заставит.
К тому же эпатировать окружающих эксклюзивным экстерьером автомобилю незачем, у Explorer и без того масса положительных качеств. Не зря же он стал одним из самых удачных «фордовских» автомобилей, который американцы практически без изменений производят уже 15 лет.
Вот и в этот раз обошлось без серьезных изменений (глобальные перемены случились с машиной в 2002 году, когда в свет вышло второе поколение). Нынешняя переделка модели коснулась лишь комплектации, вариантов окраски кузова и материалов отделки. Так, например, на всех Explorer теперь штатно устанавливается третий ряд сидений (и, соответственно, разделенный в пропорции 40:20:40 задний диван), а в исполнении Limited добавлены регулируемый по высоте педальный узел с функцией памяти и кожаная оплетка руля.
И таких мелочей довольно много. Тем не менее, в целом Explorer остался прежним — в экстерьере все без излишеств. Нет ни модных сегодня ломаных линий, ни выштамповок, проходящих через весь кузов, ни заползающей на капот трехмерной оптики или по-спортивному круглых задних фонарей... Массивные прозрачные фары да немного добавляющего солидности хрома на решетке радиатора и релингах, в остальном же все довольно скромно. Изнутри Ford такой же, как и снаружи. В салоне нет ни супердорогих материалов, ни «навороченного» оборудования, но при этом все выглядит солидно.
К тому же здесь довольно удобно, по крайней мере, каких-либо претензий к эргономике не возникло. Тем не менее, стоит сразу обратить внимание, что с точки зрения европейца в интерьере имеется и несколько спорных моментов (не считая пары типично американских «примочек», вроде «кочерги»селектора АКП и «ножника»). На первый взгляд, салон презентабелен — качественная кожа на сиденьях и руле, приятный на ощупь пластик центральной консоли, множество вставок под дерево... Но это спереди, сзади картина несколько меняется — в отделке второго и тем более третьего ряда сидений без труда обнаруживаешь детали, выполненные из совсем уж бюджетных материалов. Или вот еще одна «непонятка» — передние сиденья электрифицированы лишь наполовину (с помощью электропривода они перемещаются только в продольной плоскости, а угол наклона и высота подушки регулируются механически).
Изнутри Explorer, как и подобает настоящему «американцу», просто огромен. Благодаря широкому диапазону регулировок (помимо рулевой колонки и сиденья здесь также регулируется и педальный узел) за «баранкой» без каких-либо проблем устроится человек любого роста с любыми габаритами. То же можно сказать и про соседнее кресло. Сзади без проблем усядутся трое, еще пара пассажиров поместится на «галерке» — боковые сиденья второго ряда элементарно трансформируются, освобождая приличной ширины проход. В принципе, последний диван предназначен для трех пассажиров, но двоим будет заметно комфортнее.
Естественно, при необходимости и «галерку», и второй ряд можно сложить, тогда Ford из автобуса превращается в более чем вместительный фургон, куда без труда поместится почти 2500 литров поклажи. Так что взять на «борт» шесть человек или приличное количество груза для владельца этого автомобиля — не проблема. Тем более когда под капотом полностью алюминиевая V-образная «восьмерка» Triton объемом 4,6 литра, мощностью 242 «лошади», развивающая 382 Нм крутящего момента уже при 4000 оборотах. В общем, с акселератором надо быть поосторожней — этот двигатель способен сорвать колеса в пробуксовку уже при незначительном нажатии на педаль.
Однако с ездовыми характеристиками не все так же однозначно. Непосредственно внедорожные качества Explorer переоценить очень легко — он большой, комфортабельный, мощный, но при этом далеко не всепролазный. Несмотря на то что Ford наделен и подключаемым через муфту полным приводом, и понижающим рядом трансмиссии, он рассчитан лишь на легкое бездорожье.
В обычном режиме работает только задний мост, при необходимости система Control Trac II подключает «передок», самостоятельно распределяя момент по осям. За принудительное включение полного привода и понижающего ряда отвечают кнопки на центральной консоли. Учитывая вес «американца», характеристики его двигателя, закапывается и садится на «брюхо» он, как говорится, «на раз». После чего вытаскивать тяжеловеса придется как минимум трактором. В общем, принимать грязевые «ванны» или преодолевать снежные заносы на нем надо очень аккуратно, а целенаправленно форсировать подобные препятствия тем более не стоит.
Для этого автомобиля больше подойдет более-менее твердое и ровное покрытие, ну в крайнем случае высушенное поле. В распутицу же размокшей целине лучше предпочесть асфальт, тем более что здесь Explorer наверняка понравится многим. «Фордовцам», похоже, удалось найти оптимальные настройки трансмиссии, даже несмотря на то, что «автомат» страдает всеми типично американскими «болячками» — некоторой «задумчивостью» и на старте, и при смене передач. Двигатель легко разгоняет двухтонный внедорожник до «сотни» чуть больше чем за 8 секунд. И при этом автомобиль еще и прилично управляется. Иногда даже создается впечатление, что едешь не на большом «мастодонте», а на маленькой вертлявой легковушке.
Тем не менее, некоторые нюансы портят общее впечатление. Впрочем, они ожидаемы — подобные недостатки характерны для большинства американских авто. Во-первых, заметная раскачка — машина идет очень мягко, при этом раскачиваясь, как круизный лайнер в океане. Во-вторых, Ford огорчает серьезными боковыми кренами в поворотах и при перестроениях. Ну а в-третьих, на высоких скоростях независимая подвеска (пружинная спереди и сзади) справляется со столичными люками и колейностью весьма посредственно, заставляя водителя часто подруливать. Стоит также учитывать и еще один заметный минус «американца» — весьмавысокий расход топлива. За 100 км пути в режиме kick-down 4,6-литровый «движок» с легкостью способен облегчить бак на 28—30 литров, что на фоне постоянного повышения цен на топливо довольно расточительно. Хорошо хоть, «питается» он «92-м».
Впрочем, Explorer явно не создавался для преодоления расстояний от одного светофора до другого за максимально короткий отрезок времени. При более спокойном стиле вождения в нем гораздо комфортнее — и раскачка поменьше, и люки авто проходит более плавно, да и «ест» на 8—10 литров меньше.