Made in Шушары

Ильич, поди, уже не раз перевернулся в саркофаге — в окрестностях колыбели революции прописался уже второй мировой автопроизводитель. Вслед за «Ford» окраины города на Неве пришлись по душе и японской «Toyota».

Ильич, поди, уже не раз перевернулся в саркофаге — в окрестностях колыбели революции прописался уже второй мировой автопроизводитель. Вслед за «Ford» окраины города на Неве пришлись по душе и японской «Toyota».


Тщательно скрываемые переговоры по строительству нового завода обрели конкретные очертания — в Шушарах, одной из промзон близ Санкт-Петербурга, через два года заработает предприятие по выпуску 50 000 автомобилей в год. Правда, на первом этапе предполагается собирать только 20 000 штук пользующейся хорошим спросом в России модели бизнес-класса Toyota Camry. Очень вероятно, что вслед за ней будет запущена в серию и популярная во всем мире модель Toyota Corolla. Инвестиции в строительство составят примерно $150 млн., что сопоставимо с затратами компании «Ford» на возведение своего автопроизводства во Всеволожске Ленинградской области.

Однако японцы на этом не остановятся. Их стратегическая цель — ежегодный выпуск 200 000 машин, что составит серьезную конкуренцию «Ford», GM, «Renault» и даже «Volkswagen», который также собирается открыть свое предприятие в России — в Московской области. Для этого японцы приобрели 220 гектаров земли под Питером и объявили, что на их предприятии появится 500 рабочих мест. Вот еще интересные цифры. Российское отделение «Toyota» станет 52-м сборочным заводом этой компании, не считая 12 предприятий, расположенных непосредственно в Японии.

Как известно, за «прописку» «Toyota» у себя в разное время боролись три региона: нижегородский, московский и ленинградский. Однако питерские снова обошли московских.

Лакомый кусок

Чем объясняется приход именитого автопроизводителя в до сих пор не очень привлекательную в инвестиционном плане Россию? Во-первых, успешными продажами своей продукции. Например, по итогам прошлого года компании удалось сбыть 47 426 машин и выйти на второе место в России по объемам продаж среди зарубежных автопроизводителей. Вторая причина: по осторожным оценкам, к 2010 году рынок легковых автомобилей у нас составит не менее 2 млн. машин. Половину этого количества составят авто отечественного производства. Вторая часть — иномарки. Их потенциальный рынок к этому времени оценивается в $10—12 млрд.! Лакомый кусок, за которым уже выстроилась очередь: по сообщениям представителей Минэкономразвития, в стадии обсуждения находятся десять инвестиционных проектов, касающихся только сборки автомобилей на территории России.

Однако наших читателей наверняка интересует другое — насколько станут доступными иномарки, собранные у нас? Тем более недавно правительство заметно снизило таможенные ставки на ввоз автокомпонентов.

По мнению одного из автоэкспертов, снижения стоимости иномарки «made in Russia» до цены поделок отечественного автопрома не произойдет. По мнению другого специалиста, цена автомобиля, как любого товара, определяется рынком. Если машины пользуются спросом — значит, их цена не снижается. Однако все эксперты уверены в одном: из-за снижения пошлин на автокомпоненты зарубежные инвесторы однозначно получат более высокую прибыль.

Можно ли говорить, что появление новых автозаводов с иностранным капиталом повышает 02конкуренцию между автопроизводителями в России?

— Когда на рынке появляется больше машин зарубежного производства, конкуренция всегда обостряется, — поясняет один из экспертов. — Однако по отношению к отечественным автопроизводителям они играют в разных ценовых нишах.

Поэтому у российских производителей еще есть время для модернизации производства. Что же касается иностранных брендов в России, то поначалу особой конкуренции между ними не будет — таких производителей в стране пока немного. Однако со временем, с появлением новых марок и увеличением объемов выпуска машин, рыночное соревнование между ними, безусловно, усилится.





None