Новая напасть ожидает наших автомобилистов — Федеральная служба страхового надзора (ФССН) в очередной раз приостановила лицензии у ряда страховых компаний, работающих на рынке ОСАГО. Чем это грозит собственникам машин?
Впервые в Москве с «обязаловкой» накрылась крупная страховая компания АВЕСТ, ранее занимающая верхние строчки во всевозможных рейтингах. Всего же компания заключила 57 тыс. договоров по ОСАГО: общая сумма собранных премий «потянула», по некоторым данным, не менее чем на 230 млн. руб. И еще по приказу ФССН приостановлены лицензии у десятка более мелких страховых компаний в других регионах страны.
Следующий шаг после отзыва лицензий, если компания не «исправится», — полный запрет на ее деятельность. Конечно, государство обязано присматривать за работой страховщиков: ее приостановка как раз связана с задержками выплат пострадавшим собственникам авто. Вроде государство нас как бы защищает от произвола страховых компаний. Однако автовладельцам от этого не легче — что делать в такой ситуации и возможно ли получить свои «кровные» обратно?
По вполне понятным причинам любая компания старается до последнего не афишировать возникшие проблемы. Большинство автособственников узнают об этом, когда значительная часть сотрудников компании уже перекочевала в более хлебные места, а на дверях главного офиса красуется надпись: «В связи с закрытием компании распродается мебель и оргтехника».
Попробуй получи!
Как известно, профобъединение страховщиков имеет так называемый компенсационный фонд, выплаты потерпевшим из которого производятся только в трех случаях: если компания признана банкротом, если виновник ДТП неизвестен или если потерпевший не имеет полис ОСАГО. И то в этих случаях производятся выплаты лишь по ущербу здоровья и жизни. Когда же пострадало «железо», деньги с виновника аварии, если таковой вдруг обнаружится, можно получить только через суд.
А если у страховой компании только приостановлена или отозвана лицензия? Компенсационные выплаты на эти случаи не распространяются. Поэтому сомнительно, что ранее накопленные резервы для подобных случаев в 600 млн. руб. будут направлены на решение проблемы. Хотя руководство РСА ранее говорило, что намерено взять ответственность по выплатам «обязаловки» на себя. Но для этого необходимо принимать поправки к закону об ОСАГО. Пока же крайними остаются автомобилисты.
На наш вопрос, что же делать автовладельцам, у которых произошел страховой случай по ОСАГО, а полис виновника ДТП выдан компанией, у которой приостановлена лицензия, в РСА посоветовали единственное — подавать в суд на компанию, получать исполнительный лист и через судебных приставов взыскивать задолженность. Конечно, можно пройти весь судебный путь до конца, но сколько это потребует времени, денег и нервов? Стоит ли этих усилий полис ценой в 4000 рублей, которые платит среднестатистический столичный автомобилист, — честно говоря, не знаю...
Другой вопрос: возможно ли возвращение лицензии страховой компании? По мнению специалистов страхового рынка — вполне. Однако сроки зависят от позиции Росстрахнадзора. Если принять во внимание тот факт, что, по прогнозам некоторых экспертов, со временем из 1200 страховых компаний на рынке останется не более 200, то приостановление и отзыв лицензий скорее всего будет продолжаться и далее.
Если проблемы с лицензий продолжатся, разработают ли соответствующий механизм получения компенсаций автовладельцами? Депутат Госдумы Александр Коваль в ближайшее время внесет поправку в закон ОСАГО, по которому РСА будет платить компенсационные выплаты в том числе и по имуществу компаний, у которых отозваны лицензии.
Правда, в какие сроки озаботятся этим депутаты и страховщики, пока неясно. Во всяком случае, процесс этот может подзатянуться. Кроме того, в Думе наверняка найдутся люди, которые на этом захотят подзаработать себе популярности.
В нашем случае столичным автомобилистам повезло — обязательства «АВЕСТ» приняла на себя другая страховая компания. И даже с бонусом «плюс 3» — это когда в годовому полису ОСАГО прибавляется еще три месяца бесплатного страхования в качестве компенсации морального ущерба. Но проблема-то остается.