Недавно страна встала «на уши»: по слухам, правительство предложило запретить ввоз подержанных иномарок старше пяти лет (сегодня этот срок составляет 7 лет), а также запретить ввоз и эксплуатацию праворульных иномарок как не соответствующих российским нормам безопасности.
Околоавтомобильная общественность всколыхнулась: по стране, в основном в крупных сибирских городах и Приморье, прошли акции протеста против насильственного «окрещения» населения изделиями автопрома. Даже в Москве перед Белым домом подобная акция состоялась по полной программе: с оранжевыми ленточками, повязанными на автоантенны, и броскими лозунгами — «Нет повышению таможенной пошлины!» и «Нет ограничению эксплуатации и запрету правого руля!».
Но вопрос, собиралось ли правительство на деле пойти на столь непопулярные меры, остается открытым. Митинговавшие утверждают, что эти вопросы не поднимались на заседании правительства исключительно по причине того, что высокие чиновники испугались народного гнева. В Белом доме же говорят, что ничего подобного, — обсуждалась среднесрочная концепция развития автопрома на 2005—2008 годы. И ничего более.
И меньше, и хуже
Однако нельзя не заметить, что все поползновения автопромгосчиновников-заединщиков странным образом обозначились на фоне очередного спада производства отечественных производителей легковых машин. Например, «Иж-Авто», все прошлые годы уверенно увеличивающий выпуск автомобилей, в 2005 году вынужден сократить количество работающих на 4 тыс. чел. из-за падения спроса на свои автомобили. Сокращение производства происходит и на некоторых других российских автозаводах. Правда, общее снижение, по предварительным прогнозам, составит не более 5%.
По последним данным, за четыре месяца этого года продажи наших автомобилей сократились на 15%. На этом фоне сбыт новых иномарок, привезенных из-за границы, увеличился вдвое. За это время укрепились позиции у моделей зарубежного производства, собранных в России. Здесь повышение продаж составило 23% по отношению к аналогичному периоду 2004 года. По мнению экспертов, эта доля увеличится — летом на рынок выходят Renault Logan и обновленный Ford Focus. Между тем отечественные производители готовы адекватно ответить, пока что только в лице «АвтоВАЗа», новинкой Lada Kalina, массовые продажи которой вот-вот развернутся по стране (на фото перспективная Kalina-универсал). И это, похоже, все. По-прежнему в спросе подержанные иномарки, в том числе праворульные «японки». Количество владельцев последних за квартал увеличилось на 50% (!), так что слухи о запрете «косоглазых» считались вовсе не беспочвенными.
Тем не менее Виктор Христенко, глава Минпромэнерго, на недавнем заседании правительства заявил о том, что запрещать автомобили с правым рулем пока никто не собирается. По его словам, неважно, где у автомобиля расположен руль. Однако ввозимые автомобили должны соответствовать российским требованиям к колесным транспортным средствам, а также климатическим условиям России. Понятно, это было сказано специально, чтобы успокоить граждан. На деле же идет зондирование ситуации перед тем, как опустить занавес перед подержанными иномарками. И дело здесь не только в их неэкологичности или несоответствии техническим требованиям, действующим в России.
Желание отсечь старые иномарки — это стремление не столько нашего правительства, сколько зарубежных производителей, которые у нас уже собирают автомобили или только создают свои производства в России.
Как считают специалисты, в ближайшие годы в страну придут еще пять-семь мировых автоконцернов. Зачем им конкуренты в виде собственных подержанных моделей? Известно, стоимость новой иномарки в России как минимум втрое выше подержанной, и терять свои деньги в борьбе со старыми авто зарубежные производители, понятно, не собираются. Зачем, к примеру, Toyota, собирающейся производить под Питером модели Сamry и Corolla с нормальным расположением руля, «праворукие» соперники пенсионного возраста производства той же компании, но родом с Дальнего Востока? Концерны приходят в нашу страну не для занятий благотворительностью: по последним данным, рынок легковых автомобилей у нас увеличился с $7 млрд. в 2001 году до $18 млрд. в 2005-м. За счет продаж новых моделей, собранных в России, и их сервисного обслуживания производители, уверен, заработают куда больше, чем на «старичках», давно снятых с производства. Что же касается наших граждан, предпочитающих праворульные иномарки, в итоге, как говорится, на них «положат с прибором». Когда на кону стоят миллиарды долларов, интересами населения вполне можно и пожертвовать. В итоге выбор при покупке машины сведется к трем вариантам. Хочешь хорошо ездить — покупай новую иномарку. Не хватает денег — выбирай новую машину отечественного производства. Если и на нее денег нет, бери подержанную — нашу или иномарку, которую ранее новой официально ввезли в Россию или собрали здесь. К примеру, тот же Ford Focus.
Другая сторона предполагаемого понижения предельного возраста для подержанных иномарок с 7 до 5 лет — это их жесткая конкуренция с автомобилями отечественного производства. Даже несмотря на регулярное повышение цен на отечественные машины, объясняемое нашими производителями соответствующим увеличением стоимости металлопроката, электроэнергии, воды и заработной платы, техническое оснащение наших авто порой уступает даже подержанным иномаркам. Кроме того, из-за постоянного роста отпускных цен продажная стоимость наиболее дорогих российиских автомобилей практически вплотную приблизилась к новым иномаркам-одноклассникам низшего ценового сегмента. Например, к Daewoo Nexia, Hyunday Accent или Kia Rio. Если ценовой люфт и сохранился, то он — минимален.
Сколь веревочке ни виться...
Однако владельцев подержанных иномарок, как и собственников старых отечественных авто, «засада» поджидает совсем с другой стороны. И не в таможенных пошлинах здесь дело. Если открыть Концепцию развития отечественного автопрома, то там черным по белому написано, что для собственников отечественных автомобилей, срок эксплуатации которых превышает 7 лет, с целью улучшения возрастной структуры автопарка до 2010 года введут повышенные размеры страховых взносов и сборов. Например, собственник нового российского авто будет платить за ОСАГО 4000 рублей. А за машину старше семи лет автомобилисту придется выкладывать, к примеру, уже 8000. Плюс более высокий транспортный налог за более низкие экологические показатели. Так что через несколько лет эксплуатация старого автомобиля влетит гражданину, как говорится, в копеечку.
Это делается ради одного — по мнению авторов Концепции, «необходимо создать невыгодные экономические условия для содержания и эксплуатации старых машин». Понятно, что в эту категорию попадают и собственники иномарок аналогичного возраста. В том, что власти пойдут на эту меру, — сомнений нет. Например, если в Концепции написано, что пошлины на старые иномарки должны быть соразмерными ставкам на новые авто зарубежного производства, так и сделали. И даже больше. Как известно, сегодня пошлины на подержанные авто старше семи лет составляют 35% (на новые иномарки — 25%). Кроме того, ввоз старых машин после вступления России в ВТО вообще запретят. Чиновники об этом знают, но пока молчат. Поэтому передышка, которую получили отечественные владельцы подержанных авто, вероятно, скоро завершится, и они будут поставлены в заведомо невыгодные для себя условия.
Ради обновления отечественного автопарка... свежими иномарками. По другой цене.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Олег НАУМОВ, президент ассоциации «Российские автодилеры»:
— Старые иномарки конкурируют не только с новыми отечественными автомобилями, но и с новыми иномарками. И зарубежные автопроизводители, и дилеры заинтересованы в том, чтобы прежде всего продавались новые автомобили, а не завозились подержанные. Хотя с субъективной точки зрения действующий уровень ввозных пошлин на старые машины вполне достаточен. Поэтому новая попытка правительства понизить возрастной порог с 7 до 5 лет для импорта подержанных иномарок, честно говоря, не вполне понятна.
С другой стороны, действующий Европейский клуб автопроизводителей всегда выступал за введение пошлин для ограничения ввоза старых машин. Как известно, на переговорах со Всемирной торговой организацией (ВТО) был определен срок, в течение которого пошлины на ввоз новых иномарок останутся неизменными. Он составляет 7 лет после вступления в ВТО. Потом их уровень должен резко снизиться.
Тот факт, что правительство не ввело запрет на праворульные «японки», очевиден — чиновники пошли на попятную из-за волны протеста, которая прошла по России. В прошлом, еще при премьере Черномырдине, попытались сделать нечто подобное, но потом из-за опасений перед социальными волнениями от этого, как известно, отказались.