Тихая ненависть большинства автомобилистов к навязанному «сверху» закону об ОСАГО вообще-то понятна: полис «обязаловки» стал для многих собственников авто серьезным финансовым бременем при весьма сомнительном подходе страховщиков к компенсации ущерба.
Средняя стоимость по Москве полиса «обязаловки» уже оценивается в 100 евро (не долларов!). Неприятные впечатления от ОСАГО не в состоянии исправить даже единственный «бонус» для автомобилистов, на который милостиво согласились страховщики, — ничтожная ежегодная 5%-ная скидка за безаварийную езду.
Впрочем, и ее лишается гражданин при покупке нового автомобиля (собственник покупает полис к транспортному средству, а не к стажу вождения).
За два года действия закона сложилась патовая ситуация, граничащая с революционной: недовольство ОСАГО уже стало принимать общероссийские масштабы — с требованием прекратить обдираловку в Госдуму обращаются не только отдельные граждане, но и целые регионы, как, например, Челябинская область или Краснодарский край. Поэтому, увидев вполне осязаемую угрозу полной отставке ОСАГО, правительство и страховщики решили немного «сдать» назад. Однако за последние полгода в Думу направлены по крайней мере четыре законопроекта, которые, по мнению авторов, делают закон более «человечным», но их судьба незавидна. Хотя суть документов явно могла бы примирить граждан с необходимостью ежегодно тратиться на «автогражданку».
Так, профобъединение страховщиков (РСА) предлагает изменить суммы выплат: ущерб жизни и здоровью предполагается возмещать из расчета 240 000 рублей на каждого пострадавшего.
Напомним, сегодня эта сумма расписывается на каждого раненного в аварии. По ущербу «железа» выплаты составят 160 000 руб. на каждого пострадавшего. Также планируется упростить процедуру подобных выплат — если пешехода сбила машина и скрылась с места происшествия, требовать возмещения ущерба придется в РСА, а не в суде, как это практиковалось раньше. Предлагается упростить разбор аварий, если серьезно пострадавших не оказалось. Например, по согласию между страховщиком и страхователем осмотр повреждений может проводить представитель страховщика без проведения техэкспертизы. Считается, что такие меры заметно ускорят выплаты потерпевшим в ДТП.
Другой законопроект внесен в Думу депутатом Георгием Боосом. Предлагается в три раза снизить базовый тариф для граждан — до 660 руб. (вместо нынешних 1980 руб.). Для юрлиц тоже сделана поблажка — до 790 руб. (нынешний тариф — 2375 руб.). Таким образом, депутаты получают необходимый рычаг воздействия на страховщиков: будете плохо себя вести — не увеличим тарифы. Помимо этого предлагается понизить минимальный срок страхования машины с шести месяцев до одного дня.
Серьезные поправки в закон об ОСАГО предложил депутат Виктор Похмелкин. В законопроекте прописаны штрафы для страховых компаний (от 400 до 500 МРОТ) и их должностных лиц (от 40 до 50 МРОТ) за неправомерный отказ или уклонение от страховых выплат, занижение размера подлежащего возмещению вреда, несоблюдение установленного срока произведения страховой выплаты, а также за иные действия, направленные «на опустошение кармана автовладельца».
Наконец, последние — по времени — изменения в закон внес депутат Валерий Гребенников. Он предлагает повысить тарифы на ОСАГО в среднем на 20%. Вместе с тем депутат выступает за понижение ряда коэффициентов, в том числе территориального коэффициента по Москве и Санкт-Петербургу на 0,2%.
Кроме того, проект вводит безлимитную ответственность по имущественному ущербу автотранспорта в рамках ОСАГО и увеличивает лимит ответственности страховщика по ущербу жизни и здоровью пострадавших в ДТП до 400 000 рублей.
Объединяет последние три законопроекта одно принципиальное предложение: тарифы по «обязаловке» устанавливаются не постановлением правительства, как это происходит сегодня, а через Госдуму. По мнению некоторых экспертов, эта возможность дает Думе реальные рычаги воздействия на страховщиков.
Как известно, лобби последних доминировало при принятии законов в области страхования (в том числе и ОСАГО) последние несколько лет. Разумеется, представители компаний выступают резко против. Они готовы «подвинуться» по ряду позиций — лишь бы право устанавливать тарифы оставалось за «дружественным» им правительством.