После нескольких европейских этапов команды и пилотов чемпионата мира вновь ожидало два трансконтинентальных раунда — в Канаде и США. Но вряд ли кто-либо из участников, персонала конюшен, менеджмента и автоспортивных чиновников могли предположить, чем для них обернется двухнедельный вояж по Америке.
Ох, вспомнить страшно, сколько же усилий стоило организаторам с обеих сторон Атлантики вновь ввести в календарь чемпионата мира этап в Соединенных Штатах! Ох, сколько средств было потрачено на массовую кампанию по популяризации «Формулы-1» в Новом Свете! И все ради того, чтобы доверчивые американские граждане, забыв о родных «наскарах» и «индикарах», забросив все домашние дела, вооружившись гамбургерами и кока-колой, встали в строй и пошли рядами заполнять трибуны «Indianapolis Motor Speedway», дабы воочию наблюдать за этим интереснейшим проевропейским шоу — «Формулой-1»...
Что уж говорить, 2005 год взял свое. Реклама возымела действие, и на трибунах Гран-при США собралась стотысячная толпа болельщиков, 98% процентов которой составляли граждане Соединенных Штатов. И что же они получили в итоге? Шесть машин на старте, пресную гонку и выброшенные на ветер деньги (заметим, немалые!) за билет.
«Формула-1», европейская гоночная серия, пытающаяся вызвать к себе интерес в США, оставила болельщиков, приехавших на «Motor Speedway» в воскресенье, в ярости после того, как три четверти машин покинули трассу до начала первого зачетного круга. «Будущее Гран-при США под вопросом» — такой печальный итог подвела индианаполисская газета «IndyStar» на следующий день после воскресного фарса. Но прелюдией к столь шокирующей гонке неделей раньше стал один из интереснейших раундов сезона — Гран-при Канады.
Взять реванш
Все началось более или менее безобидно. Подтянувшиеся по ходу чемпионата команды и пилоты наконец стали достаточно конкурентоспособны, чтобы оспаривать казавшееся поначалу незыблемым преимущество пилотов «Renault». Так, субботняя квалификация в Канаде впервые в сезоне осталась за гонщиком BAR Дженсоном Баттоном. Вернулся в первые ряды и Михаэль Шумахер, сумевший обогнать и лидера чемпионата Алонсо, и его напарника Физикеллу. А вот седьмое место на стартовой решетке никак не предвещало его обладателю и неудачнику Гран-при Европы Кими Райкконену хорошей гонки. А напрасно.
День спустя бравым парням из стана Флавио Бриаторе не составило труда сначала возглавить пелетон (впереди Физико, за ним Алонсо), а потом и вовсе оставить гонку без своего внимания: поломка гидравлической системы вывела из борьбы итальянца, а незначительный «сбой» в голове испанца привел того аккурат к «поцелую» со знаменитой «Стеной чемпионов». Вот было радости в тот момент на лице всемогущего Флава!..
Одним словом, минус два соперника в альянсе с блестящим безошибочным пилотажем обеспечили Кими Райкконену лидерство в заезде, которое он смог благополучно удержать до финиша. Такое вот «алаверды», в смысле — привет судьбе и Алонсо за Нюрбургринг! Кими отыгрался. А компанию ему на подиуме составили вышеозначенные и уже чуть было не списанные со счетов Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло.
Между тем Фернандо ничего не оставалось, как признать сход в Канаде собственной глупейшей ошибкой и объяснить это так: «Перед каждой гонкой мы с моим менеджером поем в комнате для брифинга гонщиков. В Канаде я этого не сделал — и проиграл».
История повторяется
Тот же самый Алонсо в недельный перерыв между двумя Гран-при, проходящими на североамериканском континенте, заявил, что, мол, хочется ему поскорее забыть канадский позор и реабилитировать себя в США. Не получилось. И дело тут вовсе не в том, что Фернандо пытался, да по неопытности и горячности не сумел (а подобное мы наблюдали в этом сезоне), отнюдь. Проблема в другом. На сей раз судьбе было угодно так лихо завернуть сюжет американского этапа на Старой Кирпичнице, что и вмешательства пилотов, особенно лидера чемпионата и его прямого конкурента Кими Райкконена, не потребовалось. Некоему злому гению-режиссеру пришла идея получше. В инсценировке под кодовым названием «Как убить «Формулу-1» главные роли сыграли Ральф Шумахер, его старший брат Михаэль (но об этом позже) и резина «Michelin».
Завязка сюжета была такова: на свободных заездах Toyota Ральфа, не совершив и полного круга, притормозила у бетонной стены. Виной тому стала взорвавшаяся задняя левая покрышка на его болиде. Год назад, напомним, здесь же, в США, Шумми-младший также затормозил о бетонный отбойник, та его авария привела к госпитализации и глобальной депрессии. На сей раз гонщику повезло больше: после тщательного осмотра врачи сообщили, что проблем со здоровьем нет, однако Ральфу посоветовали не участвовать в гонке и отправиться на скамейку запасных. В этот самый момент на сцене и появился тест-пилот команды «Toyota» Риккардо Зонта. И что интересно, как только испанец покинул боксы и выехал на трассу, история повторилась.
В «Michelin», конечно, тут же обеспокоились проблемой и начали искать выходы из сложившейся ситуации, поскольку первопричина была не ясна, но становилось очевидным, что все пилоты — клиенты французского концерна (а их ни много ни мало 14 человек) — подвергаются подобной опасности, в особенности на скоростных участках трассы.
Уперлись рогом
И вот что удивительно: ни проведенные анализы, ни экспертизы, ни умозаключения представителей французского концерна так и не сумели однозначно ответить на вопрос, почему их продукция, то есть шины марки «Michelin», «плывет» и взрывается. Вот что говорилось в официальном заявлении компании: «После инцидентов, произошедших в пятницу, мы проверили все покрышки, которые использовались в утренней и дневной сессиях. И несмотря на то что проверки проходили и здесь, в Индианаполисе, и на нашей тестовой базе в Клермон-Ферран, мы не смогли понять проблемы». Командам же оставалось лишь прислушаться к советам по настройкам машин для того, чтобы максимизировать безопасность резины, не потеряв, по словам представителей шинников, в скорости.
Спустя какое-то время «Michelin» вызвала из Франции свежую партию покрышек, еще не опробованных в гоночных условиях, но для того, чтобы ее использовать, необходимо было получить разрешение от FIA (ведь замена комплектов резины противоречит правилам) и от оставшихся трех команд, выступающих на «Bridgestone». Более того, еще одним возможным выходом могла бы стать постройка шиканы в скоростном повороте, так называемом бэнкинге, которая автоматически снижала бы скорость и соответственно риск.
FIA не согласилась идти на компромисс, да и против был «худрук» «Ferrari» Жан Тодт: «Мы готовы к гонке, мы конкурентоспособны, если бы мы знали, что на трассе будет шикана, то по-другому бы готовились, привезли бы с собой другие шины и использовали другие настройки». Как бы то ни было, но после долгой переписки FIA с командами и руководством «Michelin», после многих часов обсуждений каждая сторона осталась при своем. Шикану не построили, новые шины использовать не разрешили.
И в конце номенклатурной эпопеи «Michelin» однозначно посоветовала своим клиентам в целях безопасности не выступать на Гран-при США.
Все как один
После прогревочного круга Гран-при США 14 машин — клиентов «Michelin» — все как один зарулили в боксы. В гонке остались всего три команды — «Ferrari», «Jordan» и «Minardi», а заезд сам по себе напоминал не то тренировочный сбор, не то показательные выступления «красных жеребцов». Отставший на финише более чем на круг и приехавший третьим Тьяго Монтейро и не мечтал о таком результате в начале сезона. Что уж говорить о Картикеяне и Кристиане Альбертсе с Патриком Фризахером, закончивших гонку соответственно четвертым, пятым и шестым.
Однако до сих пор не ясно, будут ли зачтены очки, набранные в этой гонке, в чемпионат.
Но ясно одно — Большой Приз США поставил рекорд в минимальном количестве машин, когда либо стартовавших в чемпионате мира, и стал самой скучной гонкой за последние годы как для гонщиков, так и для зрителей. Победитель Шумахер и его партнер Баррикелло ушли после церемонии награждения, даже не приняв участия в традиционном обливании шампанским…
Но, повторимся, больше всех от этого фарса пострадали зрители. Фактический владелец «Формулы-1» Берни Экклстоун назвал произошедшее «карикатурой» и извинился перед фанатами, каждый из которых в среднем выложил по 100 долларов за билет, не считая транспортных расходов. «Я соболезную им, — сказал Берни. — Они были обмануты».
Увы, эта история еще будет иметь свое продолжение. Хотя, похоже, для США «Формула-1» теперь умерла навсегда…
ХОРОШО СФОРМУЛИРОВАННЫЕ МЫСЛИ
Ник ХАЙДФЕЛЬД, «Williams-BMW»:
— Для «Формулы-1» произошедшее в США стало катастрофой.
Жак ВИЛЬНЕВ, «Sauber Petronas»:
— Я понимаю, почему фанаты бросали на трассу под колеса машинам пустые бутылки. Если бы я был болельщиком и сидел на трибуне, то поступил точно так же. Я не думаю, что в Америке «Формула-1» когда-либо сможет себя реабилитировать.
Дэвид КУЛТХАРД, «Red Bull»:
— За всю мою карьеру ничего подобного не случалось. То, что произошло, оставит после себя долгий неприятный привкус.
Михаэль ШУМАХЕР, «Ferrari», победитель Гран-при США:
— Сегодня у нас была очень хорошая машина, в любом случае мы боролись бы за победу. Но я надеюсь, что каждый понимает, что в случившемся нет нашей вины. Мы были готовы к гонке.
Ну что тут скажешь? «МКмобиль» от традиционных комментариев отказывается...
Чемпионат пилотов
1. Фернандо Алонсо 59
2. Кими Райкконен 37
3. Михаэль Шумахер 34
4. Рубенс Баррикелло 29
5. Ярно Трулли 27
6. Ник Хайдфельд 25
7. Марк Уэббер 22
8. Ральф Шумахер 20
Кубок конструкторов
1. «Renault» 76
2. «McLaren» 63
3. «Ferrari» 63
4. «Toyota» 47
5. «Williams-BMW» 47
6. «Red Bull» 22
7. «Sauber» 12
8. «Jordan» 11
9. «Minardi» 7