1286

Автостоянки — дело партийное

Только «безнал», возможно, исключит незаконные поборы парковщиков с автовладельцев
Недавно депутаты из «Единой России» и чиновники столичной мэрии провели «круглый стол», на котором обсуждали работу городских парковок. Как известно, эта партия взяла под свой контроль парковочную деятельность в Москве. Функционеры-«единороссы» объясняют это тем, что проблема парковок давно вышла из-под контроля городских властей и ничего не дает автомобилистам, кроме поборов и головной боли.
Поделиться

Недавно депутаты из «Единой России» и чиновники столичной мэрии провели «круглый стол», на котором обсуждали работу городских парковок. Как известно, эта партия взяла под свой контроль парковочную деятельность в Москве. Функционеры-«единороссы» объясняют это тем, что проблема парковок давно вышла из-под контроля городских властей и ничего не дает автомобилистам, кроме поборов и головной боли.


Сколько стоять будем? — «репа» парковщика расплылась в добродушно-напряженной улыбке.

— Полчасика, в магазинчик загляну, — ответил я.

— Полтинничек! — мгновенно среагировал сторож притротуарной территории.

По глазам визави понял — торг неуместен. Однако рискнул:

— Может, «чириком» обойдемся?

— Может, кто-то и обойдется, — парировал парковщик. — Тогда (и он окинул плотоядным взглядом мою машину) может всякое случиться. Она же здесь не одна стоит, за всеми «тачками» не усмотришь. Понимаешь, всякие нехорошие дяди за рулем ее могут поцарапать...

— Слушай, уважаемый, неужели тебе полтинника жалко? — тон человека в химическо-желто-зеленой накидке сменился на задушевно-просящий. — Всем жить надо. Не дай моей семье загнуться.

Моя рука, сжимающая пятидесятирублевую купюру, инстинктивно разжалась. Деньги молниеносно перекочевали куда-то вниз, под накидку парковщика. Секунда, и он уже метнулся к другой машине, зарулившей на свободное место.

— Будут проблемы с выездом — остановлю движение, — бросил он уже на бегу. Ради справедливости заметим — слово свое химнакидка сдержала.

В общем-то, это типичная ситуация на парковках в центре столицы. Несмотря на широко объявленные тарифы от 9 до 11 рублей за час парковки и разрисованные этими тарифами накидки парковщиков, большинство автомобилистов по-прежнему за возможность постоять рядом с тротуаром на центральных улицах отдают от 80 до 200 руб. за тот же час. Однако до бюджета города доходят лишь крохи этих сумм.

Куда уходят деньги, в какие города?

Например, по данным, полученным в ходе проверки специалистами, при расчетной стоимости одного часа парковки в соответствии с действующим тарифом 11 руб./час (в пределах Садового кольца) выручка за одно машино-место в день должна составлять до 130 руб. при 12-часовой работе.

В реальности же доход не превышает... 19,2 руб. за машино-место! Выручка в шесть раз (!) меньше расчетной. Таким образом, только за 2004 год городской бюджет лишился 35 млн. руб. По мнению экспертов, или работа операторов парковок организована неэффективно, или реальные доходы попросту скрываются.

По словам Павла Златина, руководителя Департамента транспорта и связи столичного правительства, в парковочной деятельности имеют место поборы с автовладельцев, всевозможные нарушения обслуживания. Для улучшения ситуации, по мнению Златина, необходим оперативный контроль за парковками совместно с сотрудниками МВД. Спрашивается — а что мешало чиновникам сделать это раньше и не ждать вмешательства партбоссов из «Единой России»?

Будущее — за «пластиком»

Для того чтобы парковки работали на город, а не наоборот, необходимо полностью уйти от наличного оборота денег в этой области. По словам Леонида Липсица, руководителя Центра организации дорожного движения Москвы, обеспечить безналичный расчет между парковкой и автовладельцем может только переход на оплату за услуги парковок пластиковыми картами. Таким образом, парковщик не может самостоятельно изменить тариф и время нахождения авто на парковке. При этом сам процесс снятия денег производится с карточки автоматически. Однако здесь есть «подводные камни».

Переход на новую форму обслуживания требует закупки спецаппаратуры, а также денег на содержание парковщика, который будет следить за тем, чтобы водители не сбежали без оплаты той самой карточкой. Это потребует для города новых финансовых вложений — десятки, если не сотни тысяч долларов, поскольку оборудование импортное. Разумеется, все расходы переложат в итоге на потребителей. То есть на нас с вами. Поэтому вовсе не исключено, что цена машино-места будет такой же, сколько мы сегодня платим парковщику неофициально: те же 100—150 руб. за час. Да и кто, спрашивается, помешает парковщику по-прежнему «снимать» с вас по «полтинничку», шантажируя все той же возможностью причинения автомобилю того или иного вреда?

Цель городских властей, в общем-то, ясна. Сделать стоимость парковки такой, чтобы автовладельцам было экономически невыгодным оставлять свой автомобиль в центре города надолго. И тем самым добиться, как они говорят, «оборачиваемости» машино-места. Но нам-то от этого не легче. Если гражданин работает в центре города, где ему оставлять свое авто? Подальше от центра, как любят советовать чиновники? И добираться до работы на метро? Кто в центре работает, приезжает туда, как правило, на престижных автомобилях. Не для того граждане покупают Mercedes и BMW, чтобы потом на метро ездить...

А где, кстати, обещанная мэрией широкая сеть паркингов, перехватывающих парковок и просто бесплатных стоянок? Может быть, не стоит изобретать велосипед и принять за основу опыт любого крупного европейского города. Никита Музыря, советник мэра Москвы по транспортным проблемам, привел такой пример. В немецком городе с населением 15 тыс. человек за год с платных парковок местный муниципалитет собирает 1,5 млн. евро! (В Москве с 10-миллионным населением за 9 месяцев 2004 года — только 41 млн. руб. Сумма приблизительно одинаковая.) По его мнению, нынешние ГУП отличаются неэффективным управлением. Поэтому нужно создавать управляющие компании и привлекать инвесторов. Причем все должно работать под жестким контролем государства. Иначе получится так, как ранее с эвакуаторами.

Кстати, в Германии при муниципалитетах работают общественные советы по парковкам. В их компетенции в том числе и контроль за тем, чтобы деньги от работы местных парковок не уходили налево, а пополняли бюджет города. Но что-то наши чиновники не спешат перенимать этот опыт.


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Дмитрий КОРОБОВ, замначальника отдела дорожной инспекции ГИБДД Москвы:

— От муниципальных парковок нам никуда не деться. Мы не можем сегодня построить сеть уличных паркингов, чтобы туда убрать с улиц все автомобили. Поэтому основное решение проблемы видится в наведении порядка на существующих парковках.

Нередки случаи, когда муниципальная парковка превращается в платную стоянку при какой-либо компании или учреждении. Стоимость часа пребывания там резко повышается. Соответственно для большинства автовладельцев такая парковка экономически неинтересна. Кроме того, безусловно, необходимо вводить дифференцированную плату за парковки и расширять сеть так называемых перехватывающих стоянок.


Александр СЕМЕННИКОВ, депутат Мосгордумы:

— Важно определиться, какие парковки в городе сегодня существуют, чтобы наконец понять — кто за что отвечает.

Сегодня в Москве есть бесплатные автостоянки. Есть муниципальные парковки. Это переданная в управление ГУП «Городская служба платных парковок» земля. Следовательно, с организации можно спросить — эффективно она ею управляет или неэффективно. Если там есть случаи мздоимства, то поскольку парковщики — служащие госпредприятия, с них можно за это деяние спросить.

Очень часто бывает так: приезжаешь к торговому центру, а там охранники берут с водителя деньги за парковку. Насколько правомочна деятельность подобных парковок?

И наконец, еще один тип парковок, на которых некие люди без всяких квитанций и официальных документов берут деньги за постой машины. Это уже лежит в сфере деятельности криминальной милиции. Еще один вопрос, который я адресовал бы руководителям ГУП: признают ли они факт должностного преступления, когда парковщики с автомобилистов получают деньги не по соответствующим утвержденным тарифам?

И наконец, последнее. Почему ГУП — монополист в этой сфере? Может быть, имеет смысл создать еще одну конкурирующую структуру для улучшения обслуживания автовладельцев на платных парковках?


Дмитрий ГУБАНОВ, руководитель ГУП «Городская служба платных парковок»:

— Да, факты превышения тарифов сегодня есть. В прошлом году из-за этого мы расторгли договоры с четырьмя коммерческими операторами платных парковок. В первом квартале этого года — еще с двумя. Сами тарифы действуют без изменений с 1997 года. Тогда и соотношение рубля к доллару было другим. При этом официальная зарплата уличных сотрудников парковок за прошедшие годы практически не изменилась (она составляет 2500 руб. — ред.). За прошедшие годы стоимость аренды земли возросла в 4,2 раза, однако почасовая стоимость машино-места не изменилась.

К сожалению, здесь играет роль и человеческий фактор. Когда человек работает с наличными деньгами, а зарплата у него низкая, он допускает подобные нарушения. Мы с ними боремся. Создана «горячая линия» (тел. 609-2993), по которой каждый автовладелец может позвонить и сообщить о нарушениях на платных парковках. Все виновные будут наказаны. Телефонная линия работает ежедневно, ночью включается автоответчик.