С первого взгляда этот автомобиль может понравиться далеко не каждому. Да и со второго тоже. Однако стоит поездить на нем хотя бы месяц, как сразу же понимаешь, почему поклонники «японцев» так хорошо отзываются о модели со странным названием Mitsubishi RVR.
Много людей в России уверены, что серьезный автомобиль должен быть только седаном. Котируются и внедорожники, но лишь в силу своего имиджа «крутых» машин. А вот универсалы и тем более минивэны зачастую считаются моделями второго сорта, автомобилями для дачников и так далее и тому подобное. Но стоит отбросить в сторону навязанные коллегами по работе мнения по поводу «уважаемости» той или иной формы кузова, как становится ясно, что минивэны очень удобны, особенно когда финансовые возможности позволяют приобрести лишь одну машину. Один из самых интересных минивэнов — Mitsubishi RVR. Впервые модель под таким названием была показана еще в 1983 году, однако на нашем вторичном рынке такой «антиквариат» практически не встречается. Гораздо большее внимание привлекают модели, выпускаемые в период с 1991 по 1997 год и с 1997 года.
Надо отметить, что RVR отличался от многих других аналогичных автомобилей спортивным имиджем. Инженеры «Mitsubishi» решили доказать, что просторный кузов прекрасно может сочетаться с хорошей управляемостью и высокой скоростью. Поэтому под капот автомобиля устанавливали не только более-менее спокойные моторы, но и настоящих «зверей». Так, последнее поколение RVR, появившееся в 1997 году, могло иметь моторы мощностью 250 л.с., которые порой еще и подвергались небольшому тюнингу, в результате «табун» увеличивался уже до 300 «лошадей» и более! Благодаря этому Mitsubushi RVR до сих пор по праву называют самым мощным и быстрым в своем классе. Помимо моторов RVR очень приглянулся российским водителям еще и из-за наличия системы полного привода и увеличенного дорожного просвета. Mitsubishi RVR — уникальные гибриды, объединяющие минивэн, внедорожник и спортивное купе!
Существует несколько версий Mitsubishi RVR. Базовые называются RVR-Z или RVR-X. А вот автомобили во внедорожной комплектации обозначаются как Sport Gear. Такие RVR имеют двухцветный окрас кузова, пороги, а спереди у них установлен очень полезный «кенгурятник». На модификации RVR Shariot, которая немного длиннее остальных моделей, есть уже две сдвигающиеся двери по обоим бортам. Ну а для эстетов компания «Mitsubishi» предлагала версию RVR Open Gear со снимающимся верхом!
Хоть на гонку выезжай
Как уже говорилось, Mitsubishi RVR считается не просто минивэном, а минивэном со спортивным характером. Поэтому и двигатели у него соответствующие. Например, даже самые скромные бензиновые RVR выпуска с 1991 по 1997 год имеют мотор объемом 1,8 л мощностью 120 л.с. Этот силовой агрегат достаточно распространен как в самой Японии, так и в России (внутреннее обозначение 4G93).
Очень многие Mitsubishi RVR оснащены двигателем 4G63 объемом 2,0 л. В период с 1991 по 1997 год в атмосферном варианте этот силовой агрегат выдавал 140 л.с. или 160 л.с., а вот при наличии турбонаддува его мощность возрастала до 220 л.с. или 230 л.с. Понятное дело, с таким «табуном» RVR может обогнать кого угодно. Полной противоположностью «заряженным» 2-литровым бензиновым агрегатам будет дизель 4D68T объемом 2,0 л мощностью 94 л.с. (иногда встречается вариант в 88 л.с.). Для степенного передвижения из одной точки в другую этого хватит, но не более. А ведь у Mitsubishi RVR имидж спортивного минивэна, а не «работяги». Видимо, именно поэтому новое поколение автомобиля, появившееся в конце 1997 года, уже не имело дизелей в своей моторной гамме. Мощность же бензиновых двигателей выросла еще больше. Так, мотор объемом 1,8 л стал выдавать 140 л.с. (иногда и 150 л.с.), а 2-литровые турбированные движки — 230 л.с. или 250 л.с. в зависимости от настройки. Кроме того, появился мотор объемом 2,4 л (4G64) мощностью 165 л.с. (реже 150 л.с.).
Порой можно услышать, что двигатели Mitsubishi не слишком надежные и по своему ресурсу серьезно проигрывают силовым агрегатам других японских производителей. На самом деле это не так. Моторы Mitsubishi способны прослужить очень долгое время. Просто они очень высокотехнологичны, требуют внимательного обслуживания и применения только качественных смазочных материалов, рекомендованных заводом. А в начале 90-х годов, когда к нам стали завозить иномарки, с хорошим маслом и фильтрами были большие проблемы. Да и не все покупатели автомобилей тогда считали, что в эти сложные моторы нельзя лить ту жидкость сомнительного происхождения, которую с легкостью «переваривают» наши «Жигули». И в результате двигатели Mitsubishi часто выходили из строя, а их ремонт стоил целое состояние.
Но опыт эксплуатации RVR показывает, что, если соблюдать все рекомендации, двигатели смогут пройти более 500 тыс. км. В противном случае можно доиграться до серьезной поломки (кстати, гидротолкатели и при регулярном ТО могут потребовать замены через 50—100 тыс. км.). Кроме того, из-за плохого масла начинается повышенный износ подшипников балансирных валов. Помимо качественного масла им требуется еще и замена ремня с роликом. Данную операцию надо проводить каждые 75—90 тыс. км одновременно с заменой ремня ГРМ (причем ее должны делать люди, уже имеющие опыт работы с подобными двигателями). В результате стоимость работ вместе с запчастями составляет $250—400 (детали рекомендуется приобретать оригинальные). А стоит попытаться сэкономить, как машина может тут же «обидеться», и тогда ремонт двигателя после обрыва ремня ГРМ потребует уже $1500. Кстати, когда рвется ремень балансирных валов, ничего страшного не происходит и машина может даже продолжать движение, но в жизни часто получается, что ошметки ремня вала задевают систему привода ГРМ и выводят ее из строя.
Во время эксплуатации Mitsubishi RVR в России рекомендуется каждые 10—15 тыс. км промывать форсунки на хорошем сервисе, а также своевременно менять вышедшие из строя свечи (их хватает на 15—20 тыс. км, хотя порой они выдерживают и по 40 тыс. км). Если во время езды неожиданно стала ощущаться явная нехватка мощности, то наверняка произошел пробой высоковольтных проводов. Их нужно покупать только в оригинальном сполнении или качественные аналоги, предназначенные для установки на Hyundai (дешевые «левые» провода китайского производства выходят из строя, не пройдя и 5—10 тыс. км). На подержанных машинах может «умереть» лямбда-зонд, из-за чего резко вырастает расход топлива. Фирменный стоит дорого ($400—500), но в продаже можно найти неоригинальную деталь за $100—150 (а некоторые мастера утверждают, что для RVR подходит лямбда-зонд от отечественных «десяток»).
Покупатели старых машин с турбированными моторами должны быть внимательны — перед покупкой нужно тщательно проверить как сам силовой агрегат, так и турбину. Если она сломается (а после пробега в 150—200 тыс. км это, увы, случается), на новую придется потратить более $1000. В этом случае многие предпочитают подержанную турбину за $250—600 (доставкой таких деталей из Японии и Владивостока сейчас занимаются несколько фирм). Кроме того, не надо забывать, что ресурс «заряженных» 2-литровых моторов меньше, чем их атмосферных аналогов. Но, несмотря на риск дополнительных расходов, многие предпочитают искать именно мощные машины.
Секрет «здоровья» машины
Очень многие подержанные RVR оснащены автоматической коробкой передач, а на машинах, сделанных в конце 90-х годов, их и вовсе подавляющее большинство («механику» там ставили только на некоторые версии с турбированными 2-литровыми моторами). В прошлом веке в России «автоматы» считались ахиллесовой пятой автомобилей Mitsubishi. Однако, как и в случае с двигателями, такая точка зрения была связана не с конструктивными недостатками коробки или плохим качеством ее сборки, а с невозможностью или нежеланием водителей автомобилей следовать инструкциям. Дело в том, что в «автоматы» Mitsubishi RVR нужно заливать исключительно фирменную трансмиссионную жидкость или продукцию производства BP под маркой ATF SP или ATF SP2. Если же покупать более распространенные масла от других производителей, внутренности АКП будут смазываться не лучшим образом. Для долгой работы трансмиссии нужно каждые 30 тыс. км (на подержанных машинах в России лучше это делать каждые 15—20 тыс. км) обновлять масло — просто сливать старое и заливать новое (в этом случае в трансмиссии останется еще немало использованного масла). А через 60 тыс. км (рекомендовано через 45 тыс. км) — полностью промывать коробку и обязательно менять фильтр. Оригинальный стоит дорого ($60—80), да и достать его проблема. Покупать же «левые» фильтры строго запрещается — можно угробить «автомат».
Автоматическая коробка передач RVR нередко ломается из-за неправильной эксплуатации автомобиля, когда владелец решает, что он сидит не в минивэне, а во внедорожнике или спортивном болиде. Понятно, что порой бывает очень сложно удержаться от частых резких стартов со светофоров, особенно когда под капотом стоит двигатель с турбонаддувом. Однако для сохранения коробки надо стараться ездить поспокойнее. Если же автоматическая трансмиссия все-таки сломалась, владельцы RVR обычно решают, что им делать — ремонтировать АКП или покупать подержанную. Проблемы есть и с тем, и с другим вариантом. Грамотное восстановление сложного по конструкции «автомата» стоит немало денег. Порой дешевле найти бэушную коробку. Но тут есть нюанс — оказывается, разные двигатели Mitsubishi RVR оснащались различными коробками передач, внешне очень похожими. Поэтому при приобретении трансмиссии надо четко указывать, для какого двигателя она необходима. И кроме того, настоятельно рекомендуется заранее обговорить возможность возврата «автомата», если он не подойдет.
Механическая коробка, устанавливаемая на RVR, очень надежна и практически не доставляет хлопот. Вот разве что замена сцепления на машинах с полноприводной трансмиссией может вылиться в приличную сумму — там для этого надо снимать двигатель. Кстати, система полного привода стоит на очень многих Mitsubishi RVR (передний привод часто есть лишь на машинах с самыми скромными силовыми агрегатами). Претензий к ее надежности обычно нет, но владельцы RVR 4x4 должны всегда помнить, что у них полноприводный минивэн, а не внедорожник, на котором можно штурмовать танковую колею.
Независимая подвеска достаточно надежная и крепкая. Многие машины в возрасте 3—5 лет попадают в Россию еще со всеми «родными» деталями. Однако это совершенно не означает, что за ходовую RVR можно не волноваться, ведь, например, в случае необходимости замены одного только переднего рычага придется отдать около $150—180. Вообще шаровые опоры (они должны служить больше 100—120 тыс. км) можно купить и по отдельности, но при этом необходимо очень точно вставить новую опору в отверстие в рычаге. Получается это далеко не всегда, поэтому есть смысл не рисковать и сразу приобретать рычаг в сборе. Кстати, бывалые владельцы Mitsubishi RVR говорят, что некоторые детали для этого автомобиля подходят от различных моделей Hyundai (например, от Sonata) и стоят гораздо дешевле японских.
Тормозные колодки для RVR лучше покупать фирменные или от проверенных японских производителей. Как показывает опыт, неоригинальные детали часто начинают скрипеть, особенно сразу же после установки. Причем на ресурсе колодок это может не отражаться — хороших дисковых колодок хватает в среднем на 30—40 тыс. км (китайские и некоторые итальянские колодки порой приходят в негодность уже через 7—10 тыс. км).
ЭКСКУРС
Первое поколение Mitsubishi RVR было показано в 1983 году. Невзрачного вида минивэн пользовался неплохим спросом, ведь автомобили подобного класса в то время только начали появляться.
А вот более известный в России RVR второго поколения был представлен в 1991 году. Машина получила новый кузов и современные силовые агрегаты. В первый год производства Mitsubishi RVR имели только два простых бензиновых двигателя объемом 1,8 и 2,0 л (120 и 140 л.с. соответственно), но в самом конце 1992 года появился двигатель объемом 2,0 л мощностью 160 л.с. и 2-литровый дизель. А с 1994 года на RVR стали устанавливать турбированный двигатель объемом 2,0 л (220 л.с. или 230 л.с.). При этом надо отметить, что почти все модификации с моторами мощностью 120—160 л.с. могли иметь как обычный передний привод, так и полный, а вот автомобили с турбированными агрегатами оснащались уже исключительно полноприводной трансмиссией.
В конце 1997 года была показана новая версия Mitsubishi RVR. Автомобиль имел более современную внешность, немного иной салон и пр. Новый RVR стал еще более спортивным — отныне дизелей под его капотом уже не было, а самый скромный бензиновый мотор объемом 1,8 л выдавал 140 л.с. Кстати, именно с подобным движком можно встретить переднеприводные RVR — остальные машины с приводом на все четыре колеса. Также можно отметить, что подавляющее большинство RVR третьего поколения оснащены автоматической трансмиссией, а вот «ручную» КП ставили лишь на машины с самым мощным турбированным двигателем объемом 2,0 л мощностью 250 л.с. (с «автоматом» 230 л.с.).
Сейчас компания «Mitsubishi» уже не выпускает модель под именем RVR.
Mitsubishi RVR — по-своему уникальный автомобиль. Он объединяет в себе минивэн, внедорожник и спортивное купе. Правда, не всем нравится внешность RVR, а также правое расположение руля. Однако большинство RVR радуют своих владельцев большим трансформируемым салоном, автоматической коробкой передач и полным приводом. И, конечно же, надежностью. Правда, для обеспечения последней от владельца потребуется внимательное отношение к машине и соблюдение всех без исключения рекомендаций инженеров «Mitsubishi».
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Андрей ЛЕМИГОВ, генеральный директор экспертной фирмы ДЭКС:
— Mitsubishi — машина противоречивая. С одной стороны, отличная надежность, с другой — очень высокие цены на запасные части. Покупка же минивэна, да еще и с правым рулем — вообще отдельная тема. По этому поводу существуют разные точки зрения. Одни считают, что японские машины с внутреннего рынка всегда имеют лучшее оснащение и более высокое качество, другие, к которым относится и фирма ДЭКС, уверены, что большие затраты на доставку, целая цепочка посредников и таможенный платеж приводят к тому, что в окончательной стоимости автомобиля остается настолько малая сумма на цену машины непосредственно в Японии, что рассчитывать на покупку автомобиля в хорошем состоянии можно, только если считать японцев более глупыми и менее расчетливыми, чем немцы. Собственно, опыт предпродажных проверок «японок» это подтверждает. Большая их часть на исторической родине эксплуатировалась по полной программе, как и положено при использовании минивэнов, и лишь после больших пробегов, а в основном после серьезной аварии, их продают за копейки в Россию. Но это еще не все. Главным аргументом при приобретении «праворуких» машин становится экономия средств. Однако впоследствии, особенно в европейской части России, люди, купившие сложные, набитые электроникой японские авто за малые деньги, сталкиваются с тем, что их ремонт и запасные части стоят не меньше, а чаще существенно больше, чем комплектующие для их аналогов, сделанных для Европы.
Дмитрий ЕРОХИН, генеральный директор кредитного брокера «Кредитмэн», к.э.н.:
— Планируя покупку Mitsubishi RVR в кредит, необходимо разделить автомобили на две группы — до 1996 года выпуска и после. Банки неохотно кредитуют автомобили 1991—1995 годов выпуска, и выбор кредитных программ здесь существенно ограничен. Однако программы по автокредиту все равно остаются более привлекательными, чем потребительское кредитование, — и по процентным ставкам, и по условиям погашения. Так, Mitsubishi RVR 1993 года стоимостью $6000 при оплате сразу 40% цены автомобиля обойдется в $190 долларов ежемесячных выплат вместо $250 при потребкредите. Лояльные условия получения кредита (нужен только паспорт) и возможность беспроцентного досрочного погашения выгодно отличают эти программы от потребкредитов. Хотя покупка автомобиля этих годов выпуска будет более затратной как по обслуживанию кредита, так и по техническому обслуживанию автомобиля. Поэтому, коль уж покупать Mitsubishi RVR в кредит, то лучше выбрать автомобили 1996—2000 годов выпуска. В этом диапазоне кредитные ставки практически в два раза меньше, и машина нормально поездит все 3—4 года, пока будет гаситься кредит. Требованием банков по кредитованию Mitsubishi RVR, например, 1998 года выпуска является оплата не менее 10% стоимости авто. Страховка для машины за $10 000 составит $1300 и включается в кредит. Соответственно, оплатив 10%, кредит на 3 года обойдется в $540 ежемесячных выплат, а если первый взнос составит 40%, то ежемесячно нужно будет выплачивать $360.
Читатели «МКмобиля» могут получить бесплатную консультацию на сайтах www.deks.ru и www.creditman.ru.