«Формула-1» — не дождетесь!

Вопреки всем ожиданиям американский демарш «мишленовских» команд прошел практически без последствий как для самих бунтарей, так и для «Формулы-1». «Виновные» были великодушно прощены, и разговоры вокруг и около паддока переместились на предмет текущего положения в чемпионате и, как положено в эту пору, будущих контрактов.

Вопреки всем ожиданиям американский демарш «мишленовских» команд прошел практически без последствий как для самих бунтарей, так и для «Формулы-1». «Виновные» были великодушно прощены, и разговоры вокруг и около паддока переместились на предмет текущего положения в чемпионате и, как положено в эту пору, будущих контрактов.


После невыхода на старт Гран-при США все участники демарша, а это ни много ни мало семь команд — большая часть пелетона («Renault», «McLaren», «Williams», BAR, «Sauber», «Red Bull» и «Toyota») — были признаны виновными в отказе от участия в гонке и в неспособности обеспечить себя подходящей резиной. Не помогли ни мотивировка отказа (а безопасность — это высшее соображение в «Формуле-1», под знаменем которого чаще всего в последнее время, к примеру, переписываются правила), ни обещание вернуть деньги зрителям за билеты на Гран-при США. Естественно, команды с подобным вердиктом не согласились и подали апелляцию. Слушание Международного апелляционного суда было назначено на 28 сентября. Однако до разбирательства дело так и не дошло. Международная федерация вовремя сообразила, что идти на принцип в тот момент, когда представители ассоциации производителей (GPMA) и FIA вновь сели за стол переговоров перед угрозой раскола чемпионата в 2008 году, не время. Более того, «бунтовщики» пригрозили покинуть «Формулу-1», не дожидаясь 2008 года. И всемирный совет по автоспорту отменил обвинительный приговор. В итоге пожар, разгоревшийся в Индианаполисе, обернулся пшиком. Самым серьезным последствием скандального Гран-при оказался неожиданный подарок для «Ferrari» и Михаэля Шумахера, несколько поправившими свое положение, но не реноме. «Скудерия» в присутствии всех сильнейших команд по-прежнему далеко не номер один. И, кстати, вскоре после отмены гонений на американских «отказников» FIA смягчила шинные правила, разрешив смену аварийных покрышек (не дожидаясь прокола) в ходе гонки. Правда, даже аварийную замену все равно ни в коем случае нельзя проводить одновременно с заездами на дозаправку.

Безуспешная погоня

Тем временем, пока чиновники просиживали штаны в душных офисах, чемпионат 2005 года «раскочегарился» вовсю: в июле прошло аж четыре Гран-при, которые, правда, не сильно изменили расстановку сил в борьбе за первое место. Алонсо по-прежнему впереди, Райкконен в роли догоняющего. Кими едет на самой быстрой машине чемпионата, но, увы, далеко не самой надежной. В противном случае «серебряные стрелы» могли бы закончить первые две трети чемпионата с менее значительным отставанием. Перед очередной гонкой, Гран-при Турции, которая впервые пройдет 21 августа, Фернандо Алонсо лидирует с преимуществом в 26 очков. Это сохраняет шансы Кими не дать испанцу стать самым молодым чемпионом «Формулы-1», правда, права на ошибку «McLaren» уже не имеет. Впрочем, сам Алонсо оценивает свои шансы все еще довольно осторожно, хотя если Фернандо не реализует свои чемпионские амбиции сейчас, другого такого шанса, такой совокупности благоприятных обстоятельств и невезения соперников в будущих сезонах ему может и не представиться.

3 июля во Франции Фернандо Алонсо одержал свою пятую победу в этом сезоне, в очередной раз увеличив отрыв от Кими до 24 очков. На старте домашнего для «Renault» Гран-при Алонсо молниеносно увел свою R25 вперед и направился к очередному победному финишу, постоянно увеличивая отрыв от конкурентов. Райкконен еще до гонки потерял десять позиций из-за пятничной смены мотора. Но финн выжал из ситуации максимум: стартовав с 13-й позиции, он финишировал вторым. Третьим на финише оказался Михаэль Шумахер, хотя представители «серебряных стрел» вполне могли подняться на подиум вдвоем. Создается впечатление, что болиды «McLaren» выходят из строя по очереди: Хуан-Пабло Монтойя, долгое время шедший на третьей позиции за Райкконеном, завершил гонку досрочно из-за отказа двигателя.

Через неделю, на Гран-при Великобритании, Алонсо еще немного улучшил свое турнирное положение. Снова соперник номер один финишировал аккурат вслед за ним, правда, в этот раз оба претендента приехали вторым-третьим. А выиграл в Сильверстоуне Хуан-Пабло Монтойя, впервые почувствовав вкус побед в составе «McLaren». Колумбиец, на старте обогнавший Дженсона Баттона, уже во втором повороте обошел обладателя поул-позишн Алонсо. Фернандо, надо сказать, в гонке сильно не сопротивлялся и предпочел удовольствоваться вторым местом на финише. А вот Кими вновь был вынужден рисковать и демонстрировать чудеса проходимости: стартовав 12-м, он снова приехал на подиум — третьим. Таким образом, в Сильверстоуне Алонсо «отгрыз» у Райкконена еще два очка форы. И разница между соперниками составила 26 баллов. И еще через две недели, 24 июля, на Гран-при Германии показалось, что чемпионат вот-вот превратится в пустую формальность…

Маятник везения

В Хоккенхайме Фернандо Алонсо выиграл с большим преимуществом, хотя до поры до времени казалось, что Кими Райкконену удастся отыграться. На старте Кими возглавил пелетон и начал понемногу отрываться от Алонсо и Михаэля Шумахера, оккупировавшего третью позицию благодаря блестящему рывку на старте. К десятому кругу Кими опережал Фернандо почти на четыре секунды. Не изменила картину и первая серия пит-стопов. Увы, на тридцать шестом круге McLaren снова продемонстрировал полную импотенцию, и Райкконен вновь был вынужден проводить грустным взглядом голубенький Renault Фернандо, радостно мчащегося к своей очередной победе. В «активе» у Райкконена после Германии — отставание в 36 очков и семь гонок на далеко не самой надежной машине в запасе... Счетоводы уже успели прикинуть, что если бы Кими выиграл все оставшиеся гонки, Фернандо было бы достаточно финишировать не ниже четвертого места на каждом Гран-при, чтобы стать чемпионом с преимуществом хотя бы в одно очко. Правда, аналитики забыли заложить в алгоритм вероятность того, что Алонсо хотя бы в одной из этих гонок не попадет в очки. Что он, собственно, и сделал уже через неделю, на непростой гонке в Венгрии.

Хунгароринг Фернандо покинул без набранных очков. Более того, Кими Райкконен одержал убедительную победу. И разрыв между соперниками сократился на десять очков — теперь их снова 26. А виной всему весьма нервный старт на традиционно жаркой и пыльной трассе, которая ежегодно становится источником настоящей пытки для гонщиков. Фернандо не повезло сразу после старта — при входе в первый поворот его неожиданно подрезала Toyota Ральфа Шумахера, повредившая переднее антикрыло на Renault. К слову, по отзывам Шумми-младшего после финиша, он даже и не заметил, что невольно сыграл на руку «серебряным стрелам».

А испанец был вынужден заехать в боксы, вернувшись на трассу лишь на 17-м месте, вдалеке от очковой зоны — гонка для него, по сути, была закончена. Оставалось проследить, воспользуется ли предоставленным шансом Кими и воспользуется ли сполна. Ведь пелетон возглавил обладатель поул-позишн Михаэль Шумахер. Он сумел сохранить лидерство и после первой волны пит-стопов, дозаправившись позже преследующего его Райкконена. Однако не- даром McLaren называют самой быстрой машиной чемпионата: к середине гонки Кими повис на хвосте у немца, а после второй серии пит-стопов (на сей раз финн заехал позже Михаэля) его McLaren вышел в лидеры. Исход гонки был решен, запас невезения «McLaren» на сей раз использовал Монтойя, сошедший во второй части гонки. А машина Кими выстояла, и он финишировал с преимуществом более чем в полминуты. Почетный эскорт финну на финише составили братья Шумахеры.

Кадровая головоломка

Гонки идут своим чередом, между тем середина лета — традиционное время, когда начинают обсуждаться переходы пилотов из команды в команду. Очевидно, что Кими Райкконен и Михаэль Шумахер недовольны положением дел в своих конюшнях. Правда, контракты обоих захватывают и сезон-2006, так что нынешнее нытье пилотов, возможно, лишь способ стимулировать команды к решению насущных технических вопросов. Жан Тодт с начала сезона продолжает твердить как заклинание: «Мы пытаемся сконцентрироваться и вытащить себя из этого трудного положения совместно с нашими друзьями из «Bridgestone». Вероятно, Шумахер решил подождать, когда это наконец-то произойдет, и, по слухам, приостановил переговоры о своем будущем в «Ferrari» до лучших времен. Правда, до сих пор нет уверенности в том, что Михаэль надолго задержится в «Формуле-1» вообще… Райкконену помимо проблем с надежностью McLaren стоит еще опасаться возможных амбиций своего напарника. В будущем году Монтойя может выйти из непривычной для себя роли мальчика для битья.

Снова в середине лета (и это, похоже, уже становится непременным атрибутом так называемого дурацкого сезона — так в первой формуле называют время, когда в паддоке упорно муссируются слухи касательно кадровых вопросов команд) в центре внимания Дженсон Баттон. Британский пилот, похоже, серьезно влип с контрактом с «Williams», в которую он так рвался в прошлом году. После провальных результатов BAR в этом сезоне, согласно пунктам договора, он переходит из-под юрисдикции своей нынешней команды в лапы Фрэнка Уильямса. Казалось бы, хеппи-энд. Увы, нет! Как раз уходить из BAR Дженсон уже не хочет. Как бы ни провальны были результаты конюшни в этом сезоне, не блещет и «Williams». Более того, «Williams» лишается моторов BMW: немецкий концерн приобрел «Sauber» и теперь намерен сосредоточить главные силы на собственной команде. «Williams» думает заключить контракт с «Toyota», тем более что заводская команда в этом году явно пошла в гору, но японская фирма продлила свой клиентский контракт с «Midland-Jordan». Теперь в качестве самого вероятного поставщика моторов для «Williams» называется «Cosworth». В то же время BAR имеет мощного моториста в лице «Honda» — одного из основных владельцев команды. Однако Фрэнк Уильямс уже показал большую фигу и Баттону, и возможным претендентам на британского пилота. Он в принципе готов уступить Дженсона, но «очень и очень дорого»…

В общем-то замена Баттону, вполне возможно, уже найдена — по слухам, двухлетний контракт с BAR должен вот-вот заключить пилот «Ferrari» Рубенс Баррикелло, которому, вероятно, надоело выполнять роль второго пилота. А второй «стул» в наполовину японской команде из-под «пятой точки» Такумы Сато, похоже, никто вышибать не собирается. Также обсуждаются возможные претенденты на место Рубиньо. Теперь «Ferrari» нужен не просто послушный второй пилот, но и будущий преемник Шумахера, который рано или поздно все-таки покинет «Формулу-1». Естественно, самая богатая команда не выпускает из поля зрения Фернандо Алонсо, кроме того, на место Барика активно прочат… Дженсона Баттона. Что интересно, слухи о переходе Дженсона в «Ferrari» распространил… «Red Bulletin» — печатный орган его нынешней команды. Правда, вероятнее всего, Баррикелло в «Скудерии» заменит его юный соотечественник Фелипе Масса.


ХОРОШО СФОРМУЛИРОВАННЫЕ МЫСЛИ

Фернандо АЛОНСО:

— К оставшимся гонкам мы должны серьезно подумать над улучшением машины, если, конечно, хотим побить «McLaren» — ведь они немного быстрее нас. Правда, и гонки длятся не по 30 кругов, а намного больше, и мы доезжаем до финиша!

«МКмобиль»: Но как показал Гран-при Венгрии, не всегда — в очках.

Хуан-Пабло МОНТОЙЯ:

— Это просто здорово, что наша машина — явно быстрейшая. Нам немного не везет. Всего лишь!

«МКмобиль»: Еще немного этого «всего лишь» — и крупно повезет Алонсо.

Михаэль ШУМАХЕР:

— Если честно, мне просто нравится сражаться на трассе — неважно, за победу или за второе или третье место. Просто наслаждаешься борьбой самой по себе…

«МКмобиль»: Интересно, кого уговаривает Шумми — нас или все-таки себя?


None