На этой неделе в среду открывается 9-я московская международная автомобильная выставка «Мотор Шоу-2005». Автофорум будет работать с 24 по 28 августа в «Экспоцентре на Красной Пресне». Выставка организована ОАО «АСМ-холдинг» и компанией «ITE Group» при поддержке Минпромэнерго России и правительства Москвы.
В этом году основными ньюcмейкерами выставки станут российские компании. Многие автопроизводители покажут не только хорошо известные автомобили, но и новейшие модели, в том числе лицензионные, с которыми им еще только предстоит выйти на отечественный рынок. Как никогда ранее будет широко представлена продукция отечественных производителей комплектующих и автоэлектроники, среди которой можно увидеть немало интересных новинок.
О наиболее интересных разделах автовыставки рассказывает в интервью нашему корреспонденту Александр КОВРИГИН, председатель совета директоров «АСМ-холдинга».
— В чем особенность этой выставки?
— Участие большого числа зарубежных ассоциаций производителей автотехники и автокомпонентов, а также национальных промышленных групп. Прежде всего Китая, Чехии, Индии, Италии, Финляндии, Польши, Венгрии, Южной Кореи, Испании и Тайваня. Что говорит о том, что правительства этих стран крайне заинтересованы в нашем автофоруме и соответственно выставляют национальные стенды. В этом году выставка впервые собрала рекордное количество участников — 1000 экспонентов из 30 стран. По количеству участников она находится практически на том же уровне, что и в прошлом году. Непосредственно «Мотор Шоу-2005» откроется 24 августа в 13.00 официальной церемонией перед главным входом павильона №1 «Экспоцентра на Красной Пресне». Стоимость билета для посетителей, как и на прошлом автошоу, составит 200 рублей.
Отмечу, что эта выставка одобрена Всемирной ассоциацией выставочной индустрии (UFI), штаб-квартира которой также располагается в Париже.
На открытие выставки мы пригласили премьер-министра Михаила Фрадкова, вице-премьера Виктора Христенко, мэра столицы Юрия Лужкова и других официальных лиц.
— Но почему опять «Мотор Шоу»? Если судить по предыдущим сезонам, в 2005 году должен проводиться Московский международный автосалон?
— Теперь Московский международный автосалон, проводимый под эгидой OIKA, будет проходить в столице только по четным годам. Таким образом, мы его разносим по времени с Франкфуртским автосалоном. Как известно, в прошлые годы автосалон проводился непосредственно перед этим автофорумом, что для многих автопроизводителей было неудобно, поскольку они участвовали и в нашей выставке. Перейти на четные года нам предложило руководство OIKA.
Ничего страшного в этом нет, тем более если учесть, что в выставочной деятельности мы всегда отдавали приоритет именно российским производителям автомобилей и комплектующих. Сегодня отечественные участники «Мотор Шоу-2005» представляют наиболее устойчивые и успешные предприятия. Этой выставкой мы пытаемся показать нашему правительству, что автопром жив, он работает и занимает определенную нишу рынка. Например, только «АвтоВАЗ» занимает одну из самых крупных экспозиций общей площадью 700 кв. метров.
— Что новенького покажут наши автопроизводители?
— Холдинг «РусПромАвто» представит «Волгу» ГАЗ-31105, но с обновленным интерьером салона от «Herman Rovema» и двигателем «Chrysler». Еще одна новинка — автомобиль повышенной проходимости Маhindra Scorpio c двигателем «Renault», который предполагается выпускать на ГАЗе по лицензии. Интерес также представляет переднеприводный низкопольный ПАЗ на агрегатной базе Volkswagen и 12-метровый туристический автобус Andare-1000. Кроме того, публика увидит вседорожники «Тигр», «Егерь», «Вепрь» и полноприводный «Соболь». Широко будет представлено семейство специализированных автомобилей на базе «Валдай»: фургоны, топливозаправщики, самосвалы, пожарные машины и тягачи.
Другой производитель ОАО «Северсталь-авто» покажет свою новую модель — UAZ Patriot. Недавно эта промышленная группа подписала лицензионное соглашение с корейской «SsangYong» по выпуску в России некоторых моделей этой компании. Посетители выставки увидят перспективные для нашей страны лицензионные автомобили: внедорожник Rexton и минивэн Rodius.
Напомню, автомобильные экспозиции в основном сосредоточены в центральных частях павильонов «Форум», №1, №4 и на открытых площадках.
— Какие зарубежные участники приедут на выставку?
— «Skoda», «Suzuki», «Kia» и китайская «Great Wall». Зрители также увидят тюнинговые модели Peugeot, Lamborghini, Alfa Romeo, Меrcedes и другие. Одна из особенностей этой выставки заключается в том, что если в «Автосалонах» в основном участвуют непосредственно зарубежные автопроизводители, то в «Мотор Шоу» преимущественно выступают их российские дилеры.
— Если вернуться к отечественным производителям, то в этом году дела их идут ни шатко ни валко. Снижение объемов выпуска легковушек составило с начала года 6,5%. Не отбил ли этот факт желания наших производителей участвовать в автошоу?
— Заявки на участие в «Мотор Шоу» подали практически все российские производители. Например, если в прошлом году УАЗ остался в стороне, то в этом он — полноценный участник. И даже во время работы выставки проведет тест-драйв Patriot для всех желающих.
— С другой стороны, в этом году наметились явные симпатии наших граждан к новым иномаркам, которые в немалых количествах собирают на территории России. Продается их все больше и больше, в то время как круг покупателей наших машин заметно сужается...
— Это нормальное явление. Если появляются деньги, многие граждане покупают иномарку. По разным соображениям. Тем более что топовые модификации наших машин по цене практически сравнялись с недорогими моделями зарубежного производства. Например, в прошлом году доля наших автомобилей на рынке составляла 63%. В этом только 49% — меньше половины. По прогнозам «АСМ-холдинга», в этом году россияне приобретут не менее 500 000 новых иномарок. Это нормальное являение, но правительство должно быть обеспокоено такими тенденциями в автомобилестроении и сделать все для того, чтобы наши заводы имели перспективы развития — это рабочие места более чем для 5 млн. россиян. Кроме того, активно продаются и подержанные импортные машины. Существует еще одна опасность для наших производителей. Скоро на российском рынке широко появятся авто китайского производства, которые составят жесткую конкуренцию и отечественным, и недорогим зарубежным моделям. Конкуренция в ценовом диапазоне $5000—8000, где наши автозаводы традиционно чувствовали себя уверенно, ожидается весьма серьезная.
— Александр Сергеевич, а как насчет слухов, что ваша выставка переезжает в Питер?
— Это полностью исключено. Там есть свой, петербургский, автосалон, который проводится ежегодно в сентябре. Что касается Московского международного автосалона, который должен состояться в следующем году, то место его проведения пока не определено.