Компания «Land Rover» очень долго не решалась выпустить небольшой «паркетный» внедорожник, хотя в 90-х годах автомобили этого класса начинали пользоваться все большей популярностью. Поклонники английского автопрома уверяют, что «Land Rover» просто не хотела портить имидж, выпуская не совсем «полноценный» джип.
Однако дело тут все же не в имидже.
В 90-х годах фирма «MG Rover», владеющая брендом «Land Rover», просто не имела необходимых средств для разработки и запуска в производство принципиально нового автомобиля. Поэтому Freelander появился на свет, когда конкурентов у него было более чем достаточно. Среди основных соперников Land Rover Freelander можно назвать такие автомобили, как Toyota RAV4, Honda CR-V, Suzuki Grand Vitara и пр.
Сначала англичане выпустили практичный 5-дверный автомобиль, однако в 1999 году показали довольно симпатичный 3-дверный внедорожник. Freelander с тремя дверями был не просто укороченной версией модели — водитель при желании мог убрать половину крыши, находящуюся над задними сиденьями! Существовали два варианта таких Freelander — с тряпичной задней частью крыши (Softback) и со съемным жестким пластиковым колпаком (Hardback). Однако приобретая 3-дверную машину, надо очень внимательно подойти к проверке того, как снимаются/устанавливаются крыша и люк. Ведь к настоящему моменту могут быть уже сильно изношены, а то и вовсе сломаны механизмы их крепления. А такие детали стоят безумных денег — за новую крышу могут попросить $1500. Подержанные же комплектующие все еще встречаются нечасто, хотя и попадаются. По словам одного из владельцев Freelander с мягкой крышей, которую ночью «вскрыли» местные наркоманы в поисках хоть чего-то ценного, ему совершенно случайно удалось купить бэушную жесткую крышу всего за $150. Да, кстати, и кузовные детали для Freelander стоят порой неоправданно дорого, особенно если обращаться на фирменные СТО (а передние крылья у этого автомобиля сделаны из пластика).
Сердечный клапан
Первое время Land Rover Freelander оснащался двумя моторами — 1,8-литровым бензиновым агрегатом мощностью 117 л.с. или 120 л.с. и 2-литровым дизелем с турбонаддувом, выдающим 98 л.с. Конечно, для внедорожника, который часто ездит по асфальту, это не слишком много. В 2001 году английская компания представила Freelander с двумя новыми двигателями. Одним из них стал 2-литровый дизель мощностью 112 л.с. (компании BMW). А кроме того, появилась самая мощная модификация с двигателем V6 объемом 2,5 л мощностью 177 л.с.! Больше в этом классе может иметь только Subaru Forester, продававшаяся на японском рынке (до 265 л.с.).
Надежны ли моторы Land Rover? Ответ на этот вопрос будет скорее положительным. Однако нередки случаи, когда английские движки преподносили очень неприятные сюрпризы. Например, бывает, что у бензиновых агрегатов «пробивает» прокладку головки блока цилиндров. Ремонт в этом случае обходится в $500—800. Известны также случаи, когда на 3-летних Freelander приходилось менять прогоревший клапан ($750 с работой).
Стоит отметить, что большинство продающихся на рынке Freelander имеют прекрасно работающие двигатели. Но при этом нужно помнить, что ремонт мотора или покупка какого-нибудь сломавшегося навесного оборудования типа генератора или стартера обойдется здесь в немалые суммы. Пожалуй, самым надежным можно признать 2,5-литровый агрегат, обладающий большим запасом мощности, из-за чего его не нужно сильно «раскручивать». Однако Freelander 2.5 сам по себе стоит существенно дороже автомобилей с 1,8-литровым мотором и потребляет немало топлива (в городе уходит по 17—20 л), имеет более дорогие запчасти и так далее. Кроме того, мастерам к этому двигателю, что называется, не подлезть. И порой для замены какой-нибудь детальки им приходится снимать его целиком! Естественно, это не самым лучшим образом отражается на итоговой стоимости работ. Недешево обойдется обслуживание и, не дай Бог, ремонт дизельных двигателей. Ведь эти агрегаты российским мастерам знакомы плохо, а цены на запчасти для дизелей, прямо скажем, «нехилые» (дизель от BMW мощностью 112 л.с. считается более надежным). 1,8-литровые машины самые доступные, а ремонт и обслуживание мотора здесь не слишком «запарные». Ну а главный недостаток двигателя объемом 1,8 л связан с недостаточной мощностью.
Чтобы моторы работали как можно дольше, нужно не только вовремя менять масло, но и иногда игнорировать советы, данные в инструкции по эксплуатации. Там сказано, что ремень ГРМ подлежит замене каждые 120 тыс. км. Российские мастера просто умоляют владельцев Freelander сократить этот срок до 80 тыс. км. А иначе на 100—120 тыс. км ремень может запросто оборваться, после чего ремонт движка будет стоить как минимум $900 (это при объеме 1,8 л — в случае с 2,5-литровым агрегатом цена значительно выше).
Не для «тяжелых грунтов»
Долгое время Land Rover Freelander оснащался только механической коробкой передач («автомат» появился в 2001 году вместе с 2,5-литровым двигателем). Особых претензий к «механике» нет, вернее, почти нет. Оказывается, у этой машины при пробеге свыше 150 тыс. км могут появиться проблемы с синхронизаторами и включением задней передачи. Как правило, это бывает при частых поездках по бездорожью, резких стартах на перекрестках и так далее. Кстати, от вышеперечисленных факторов во многом зависит и ресурс сцепления — иногда его хватает только на 50 тыс. км, но многие водители спокойно ездят свыше 120 тыс. км (замена около $300). Автоматическая коробка (ее можно встретить не только с V6, но и с 2-литровым дизелем BMW) оказалась на удивление надежной. По словам мастеров, «убитые» АКП очень большая редкость, хотя они тут же предупредили, что ремонт сломанных трансмиссий стоит очень дорого, причем на некоторых сервисах предлагают просто… поставить новый «автомат».
В отличие от своих старших «братьев» самый маленький Land Rover не имеет механических блокировок дифференциалов, понижающих передач и прочего (при спокойной езде по асфальту энергия передается только на передние колеса). Однако Freelander на деле оказывается достаточно неплохим внедорожником. Уже в базовой комплектации он оснащен «навороченной» электронной системой контроля тягового усилия (ETC), не позволяющей колесам буксовать вхолостую, — крутящий момент при этом перебрасывается на другие колеса, которые при этом могут притормаживаться. Также стоит отметить, что Freelander обладает еще и электронной системой контроля за спуском с горы HDC (рычаг ее включения находится на рукоятке КП), которая дает возможность без проблем съехать с любой горы на скорости не более 7—9 км/ч. Однако, как говорят «джиперы», сложная электроника не всегда помогает. В некоторых случаях, например, когда нужно преодолеть плохой участок не с разгона, а с места или при малой скорости, возможностей Freelander уже не хватает. На «тяжелых грунтах» Freelander и вовсе бесполезен.
Увы, но система полного привода может огорчить владельца автомобиля. Не единичны случаи замены заднего редуктора. Стоимость этой детали не радует даже продавцов запасных частей — $1000—1300! Причем редуктор может сломаться и когда автомобиль эксплуатируется в основном на асфальте. Другая типовая поломка — выход из строя датчика антиблокировочной системы тормозов, завязанной в одну систему с электронной трансмиссией. А за один такой датчик просят $450—650.
Среди слабых мест Freelander можно еще отметить кронштейн рабочего цилиндра сцепления на 1,8-литровых машинах (проблема «лечится» недорого — $15), подвесные подшипники карданного вала (их две штуки, а замена каждого стоит $100—150), а также гидропривод сцепления ($120).
Freelander отличается очень хорошей плавностью хода — этого у английского автомобиля не отнять. Однако обратной стороной комфортабельности стала не самая лучшая управляемость на высоких скоростях. Но вряд ли кто-то будет покупать Freelander для езды по извилистой трассе с заносами. А при спокойном движении нюансы управляемости на этом автомобиле отходят на второй план, а вот плавность хода никуда не девается! Да к тому же ходовая часть Freelander оказалась весьма надежной. Пожалуй, единственные детали, требующие регулярной замены, — рулевые наконечники и тяги переднего стабилизатора. Запчасти, конечно, для Land Rover не из дешевых, но запредельными цены назвать нельзя.
ЭКСКУРС
Первый внедорожник под маркой «Land Rover» был сделан в 1947 году, а в 1948 году его официально представили как серийную модель (тогда Land Rover продавался за 450 фунтов стерлингов). Этот автомобиль был неприхотливым средством передвижения, не способным предоставить водителю должного комфорта, однако он обладал неплохой проходимостью.
В 1970 году английская компания представила шикарный Range Rover, а в 1989 году показала третью модель Land Rover — Discovery.
Лишь в 1997 году англичане выпустили небольшой компактный внедорожник по имени Freelander. Первоначально «Land Rover» представил 5-дверный вариант этой машины. А в 1999 году началось производство 3-дверного Freelander со съемной задней частью крыши (она могла быть как жесткой, так и мягкой).
Сначала Land Rover Freelander оснащался бензиновым 1,8-литровым мотором мощностью 120 л.с. и 2-литровым турбодизелем (98 л.с.). Но в 2001 году автомобиль получил новый дизель объемом 2,0 л (112 л.с.), а также бензиновый двигатель V6, выдающий 177 л.с. (Freelander стал самым мощным автомобилем такого класса на европейском рынке). Кроме того, в 2001 году английский внедорожник получил версию Sport, которая отличается 18-дюймовыми колесными дисками, жесткой, пониженной на 30 мм подвеской и пр.
Ожидается, что новое поколение Freelander будет представлено в конце следующего года. По крайней мере «Land Rover» начал дорожные испытания новой модели.
Владельцы Land Rover Freelander делятся на две группы. Первым автомобиль нравится, и в будущем они планируют приобрести Land Rover другой модели (как правило, Discovery). Вторые же считают, что его приобретение — их большая ошибка. Поэтому, покупая Freelander, нужно знать — «сыпаться» автомобиль не будет, однако регулярно придется заезжать на сервис. И не только для замены масла в двигателе. Кроме того, Freelander — авто не для бедных. Порой ремонт обходится очень дорого. Именно поэтому перед покупкой подержанного Freelander настоятельно рекомендуется продиагностировать машину на фирменном сервисе «Land Rover».
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Андрей ЛЕМИГОВ, генеральный директор экспертной фирмы ДЭКС:
— Если из нескольких десятков автолюбителей, задумавшихся о приобретении внедорожника малого класса, о Land Rover Freelander вспомнит пара человек — уже хорошо. Обычно же речь идет о конкурирующих моделях — Toyota RAV4, Honda CR-V или Suzuki Vitara.
И это несмотря на то, что у Freelander очень привлекательная внешность (что часто становится определяющим фактором для многих покупателей, точнее — покупательниц), а также более чем демократичный уровень цен, несмотря на раскрученный бренд «Land Rover».
Дело в том, что автомобили этой марки более высокого класса (Discovery, Defender и Range Rover) приобретают люди, не обремененные вопросами экономии. Для покупателей Freelander с его скромными комфортом и динамикой на фоне изрядного «аппетита» (около 15 литров на 100 км пути), а также хорошо известных сложностей в ремонте преимущества этой модели перед конкурентами оказываются малозаметными. Далеко не каждый автосервис возьмется за это детище Туманного Альбиона, оснащенное малоизвестной и очень своеобразной системой управления «Лукас», поддающейся диагностике исключительно в авторизованных сервисах. Возможно, именно по этим причинам автомобиль теряет цену быстрее «одноклассников», ведь экземпляры 1999—2000 годов предлагают за $14 000—15 000.
Дмитрий ЕРОХИН, генеральный директор кредитной компании «Кредитмэн», к.э.н.:
— Первые Land Rover Freelander появились в России еще в 1998 году, но основной массой машин, формирующих сегодня предложение на нашем вторичном рынке, стали автомобили 2000—2002 годов выпуска. Банки имеют достаточно широкий выбор кредитных программ для их приобретения.
Основное предложение банков сконцентрировано на классическом автокредите. Условия разнятся только в деталях: толщине пакета документов, сроке рассмотрения заявки, присутствии в кредитной программе той или иной страховой компании. Стандартные условия кредитования на покупку Freelander — пакет документов, включающий справку о доходах, первоначальный взнос от 20%, страховку КАСКО 12% (оплачивается отдельно), годовую процентную ставку (10%) на остаток задолженности, а также единовременную выплату в $150 за открытие ссудного счета.
Таким образом, для приобретения 4-летнего Freelander за $20 000 необходимо подтвердить свой ежемесячный доход за последние полгода на сумму более $1300 и иметь $7000 на руках для оплаты страховок, банковской комиссии и первоначального взноса за автомобиль. Ежемесячная выплата при трехлетнем кредите составит $517 с возможностью досрочного погашения через полгода. В противном случае переплата за весь срок пользования кредитом составит $2600.
Читатели «МКмобиля» могут получить бесплатную консультацию на сайтах www.deksclub.ru и www.creditman.ru.