Моя иномарка российской сборки находилась на гарантии, когда у нее «застучал» двигатель. «Вскрытие» показало, что поломка произошла из-за некачественного топлива, а посему это не гарантийный случай. Кто в таком случае должен оплачивать ремонт загубленного мотора, ведь моей вины в этом нет?..
Борис ШАРКУНОВ
Хочу заметить, что сейчас в сфере гарантийного обслуживания автомобилей (особенно иномарок) получило распространение чрезвычайно негативное явление: не желающие выполнять гарантийные обязательства дилеры под предлогом использования клиентом некачественного топлива стараются возложить расходы по ремонту на него. В своей практике мне неоднократно приходилось сталкиваться с ситуациями, когда на станции техобслуживания потребителя обвиняли в использовании плохого бензина. На поверку же оказывалось, что автомобиль вышел из строя из-за производственного дефекта. Поэтому я бы не спешил верить на слово специалистам станции гарантийного обслуживания, а посоветовал бы проверить их выводы с помощью независимых специалистов. Ведь по Закону РФ «О защите прав потребителей», если вы не согласны с заключением гарантийного сервиса о причинах дефекта, он должен организовать независимую экспертизу за свой счет. То есть пригласить независимых специалистов и оплатить их работу по исследованию причин неисправности. Но, оговорюсь, в условиях нашей действительности и здесь нельзя быть застрахованным от искажения результатов, поскольку некоторые фирмы специально для таких случаев содержат «своих» экспертов, так же как и страховые компании. Выход один — организовывать независимую экспертизу самостоятельно, ведь те расходы, которые вы понесете, в итоге будут возмещены виновной стороной.
Рекомендую также тщательно проверить топливо в бензобаке и детали двигателя. Если независимая экспертиза опровергнет выводы гарантийной станции технического обслуживания, то последней придется сделать ремонт и возместить расходы на экспертизу.
Если же подтвердится факт заправки некачественным топливом, то к ответственности надо привлекать АЗС. В принципе именно она может оказаться виновником причинения ущерба. Поэтому на экспертизу лучше вызывать и представителей злополучной топливной компании. Автозаправка обязана возместить вам ущерб (стоимость ремонта, экспертизы и т.п.) на основании статьи 1095 ГК РФ и статьи 14 Закона РФ «О защите прав потребителей», поскольку она продала товар (в вашем случае — топливо) ненадлежащего качества, вследствие чего причинен вред имуществу потребителя. Надо предъявить АЗС претензию с требованием в десятидневный срок возместить все расходы. К бумаге приложите заключение сервиса, результаты экспертизы и вручите пакет документов под расписку. Хорошо, если вы сохранили кассовый чек заправки. Но если нет, то могут помочь показания свидетелей, находившихся в машине в тот момент. Ведь по закону отсутствие кассового чека не является основанием для невозможности предъявления претензии, поскольку можно представить и другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Не думайте, что это бесперспективная затея, — выигранных подобных дел у нас немало.
АВТОМОБИЛЬ ВСЕГДА ГОТОВ. К ПРОДАЖЕ
В автосалоне приобрел новый автомобиль. Когда приехал забирать его, менеджер потребовал внести за предпродажную подготовку еще 1500 рублей, в противном случае пригрозил не отдать машину. Пришлось заплатить, но вообще-то я слышал, что «предпродажка» включена в стоимость нового автомобиля, или это не так?
Эрик МОВСИСЯН
Менеджер автосалона обманул вас, ведь предпродажная подготовка — вовсе не услуга, оказываемая по заказу покупателя. Обязанность по проведению предпродажной подготовки изготовитель возлагает на продавца, и продавать автомобиль без нее нельзя. В сервисной книжке на большинство отечественных автомобилей вы найдете перечень работ по предпродажной подготовке, которые должен выполнить автосалон, и указание изготовителя на то, что продажа автомобиля без предпродажной подготовки запрещена. Кроме того, такое условие содержится в «Правилах продажи отдельных видов товаров», а это нормативный акт. Поэтому можно сказать, что предпродажная подготовка включена в стоимость автомобиля.
Судите сами — ведь вы не заказывали ее при покупке, и поэтому с вас не могут требовать никакой оплаты. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», продавец не вправе выполнять без согласия потребителя дополнительные работы и услуги за плату. Потребитель, со своей стороны, вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены — требовать от продавца возврата внесенной суммы. Посему пишите претензию с требованием возвратить деньги.
Кстати, это относится и к тем случаям, когда автосалоны без согласия потребителя делают различные протяжки, наносят «антикоры», устанавливают шумоизоляцию, навязывают комплекты аптечек, инструментов, улучшенную резину... От оплаты всего этого можно смело отказаться, пригрозив жалобой в контролирующие органы.