2675

Не в бензине счастье!

Пожаловаться на бензиновый голод в России сейчас не может никто. Однако появление очередей в центры по установке газового оборудования на автомобили свидетельствует, как может показаться, об обратном. Феномен объясняется просто: с конца августа стоимость литра бензина на московских заправочных станциях выросла примерно на три рубля. Очередную группу «колеблющихся» автовладельцев сей демарш «ненасытных нефтяников» толкнул в ряды поклонников «газификации» собственного автомобиля.
Поделиться

Пожаловаться на бензиновый голод в России сейчас не может никто. Однако появление очередей в центры по установке газового оборудования на автомобили свидетельствует, как может показаться, об обратном. Феномен объясняется просто: с конца августа стоимость литра бензина на московских заправочных станциях выросла примерно на три рубля. Очередную группу «колеблющихся» автовладельцев сей демарш «ненасытных нефтяников» толкнул в ряды поклонников «газификации» собственного автомобиля.

 

Снижать расходы на топливо можно по-разному. Самый эффективный способ — отказаться от поездок на автомобиле вообще и мучительно вспоминать, с какой стороны подходят к турникету метрополитена. Но образ жизни каждого конкретного человеческого индивида в одночасье изменить сложно, и именно этот фактор заставляет сограждан использовать любые шансы остаться в дорожном потоке. Один из них — перевести свою машину на пропан-бутановую «диету».

 

Газовое оборудование на автомобили в московском регионе устанавливает множество фирм. Газобаллонным питанием можно оснастить практически любой автомобиль — как отечественный, так и иностранный, как с карбюратором, так и с инжектором в системе питания двигателя. Главное в газовой системе — арматура: редуктор, испаритель, клапаны, штуцера и блок электронного управления (если предусмотрен). Все это хозяйство может быть приспособлено практически к любому баллону, предназначенному для хранения пропан-бутана.

Недешево, но сердито

Среди зарубежных изделий на московском рынке газобаллонного оборудования чаще всего встречаются итальянские системы. Это не удивительно, если учесть, что в Италии на газе ездит около миллиона авто. «Итальянцы» работают на российских машинах уже больше десятка лет. Они немного дороже отечественных и белорусских аналогов, но отечественных автолюбителей уже давно не нужно убеждать в их надежности. Достаточно заметный сегмент рынка занимают отечественные газовые системы питания двигателя. Белорусские устройства постепенно сходят со сцены, поскольку при чуть меньшей стоимости страдают хроническим недостатком надежности.

Дешевле всего «газифицировать» отечественную карбюраторную легковушку. Покупка итальянского комплекта оборудования с бытовым 50-литровым баллоном вместе с установкой обойдется в $200—300. Инжекторная «нашемарка» потребует от 280 до 500 условных единиц. «Газификация» иномарки обойдется владельцу минимум в $350 — если только у нее под капотом простой моновпрыск, а место в багажнике займет самый дешевый бытовой баллон. Чем сложнее двигатель и меньше свободного места под капотом, тем весомей окажется сумма затрат. Стоимость баллона заметно влияет на общую цену системы. Так, бытовой 50-литровый, наиболее популярный среди автовладельцев, стоит около 1500 рублей, а цена цилиндрического на 103 литра приближается к 3000. К услугам желающих разместить газовую емкость в нише для «запаски» багажника — тороидальные баллоны. Чаще всего продавцы предлагают 45-литровый «бублик», цена на который колеблется в районе 4500 рублей.

Пропановая выгода

Подсчитать рентабельность перевода авто на газ несложно. Для простоты расчетов допустим, что авто потребляет в среднем около 10 литров бензина на 100 км пробега. Пусть его спидометр за год накручивает 20 000 км — средний пробег для московского авто, ежедневно доставляющего хозяина на работу и обратно, а также на дачу по выходным. Получается, что в год автомобиль сжигает 2000 литров бензина. Литр «92-го» на АЗС сейчас стоит в среднем 17,7 рубля, и ежегодные затраты на бензин составят в этом случае около 36 000 российских дензнаков. Учитывая, что литр жидкого пропан-бутана стоит вдвое меньше такого же объема бензина, получим, что езда на газе окажется дешевле на 18 000. Учтем еще, что расход двигателя при работе на газе (в самом худшем случае) на 10% выше, чем на бензине, — такого «результата» можно добиться, не регулируя двигатель «под газ» и не обращая внимание на состояние воздушного фильтра. Так или иначе, за год экономится не менее 16 000 рублей, что по текущему курсу составляет около $550. Если сравнить эту сумму с существующими ценами на установку, становится ясно, что газобаллонная аппаратура легко окупается в рассматриваемом случае в течение года, в дальнейшем только радуя кошелек экономного владельца. Если авто эксплуатируется еще интенсивней, а двигатель более «прожорлив», то и срок окупаемости выше, и экономия существенней.

Взорвется или нет?

Разбирающийся в технике владелец карбюраторного авто вполне может самостоятельно установить газобаллонную аппаратуру, сократив тем самым свои финансовые затраты в 1,5—2 раза (работы с впрысковым двигателем лучше все-таки доверить профессионалам).

Помимо прямой выгоды для кошелька переход на газ в некоторой степени продлевает срок службы двигателя. Пропан-бутановая смесь обладает более высоким, чем бензин, октановым числом — 103—105, что практически исключает детонацию. Это топливо не содержит никаких присадок и примесей, которые могут способствовать химическому разрушению поверхностей мотора и выходу из строя его датчиков. Газовая смесь сгорает почти полностью, не оставляя нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания. Попадая в двигатель, газ в отличие от бензина не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, уменьшая износ трущихся частей. Для апологета экологических ценностей окажется немаловажным то, что с переходом на газ содержание вредных веществ в выхлопе снижается в несколько раз. Да и запас хода авто между дозаправками с появлением газового баллона в багажнике или под днищем увеличивается на многие сотни километров.

Прелести «газификации» очевидны, однако повального оснащения легковушек газовой аппаратурой почему-то до сих пор не наблюдается. Можно назвать несколько причин этого. Прежде всего — укоренившийся страх: «вдруг взорвется». Хотя исправная система взорваться сама по себе не может. Все фирмы-установщики проходят непростую процедуру сертификации на право заниматься этим делом и дорожат репутацией. Машины, работающие на газе, даже менее взрывоопасны, чем бензиновые. Газ, как и пары бензина, детонирует только при определенной концентрации в воздухе. Бензиновые пары могут взорваться при концентрации не менее 1,5%, а газ — только при 1,8—2,4%. Поэтому в движущемся автомобиле взрыв невозможен в принципе, а взрывов систем газового питания двигателя при ДТП в России не зафиксировано. Многие отказываются от «газификации», не желая терять драгоценный полезный объем багажника своего авто. До последнего времени от перевода личного транспорта на газовое топливо многих удерживала малочисленность заправочных станций. За последние несколько лет ситуация изменилась — только в пределах МКАД их сейчас более 30, не говоря уже о ближайшем Подмосковье.

 

КСТАТИ

 

Существует два вида газового топлива: метан (природный газ) и пропан-бутановая смесь, получаемая в результате переработки нефти. Нефтяной газ транспортируют в сжиженном состоянии под давлением 10—15 атмосфер. Метан же для использования в качестве моторного топлива приходится сжимать до 200—250 атмосфер. Объем метана, эквивалентный литру «Аи-92», стоит втрое дешевле бензина, а литр сжиженного пропана — вдвое. Большие давления, требуемые для хранения метана, осложняют его применение. Для пропана достаточно металлического баллона с толщиной стенок 4—5 мм, а для метана баллоны нужны гораздо толще и соответственно гораздо тяжелее. Это накладывает ограничение на использование метана в легковых автомобилях. Достаточно сказать, что метановый топливный «бак», эквивалентный 30-литровому бензиновому, целиком займет багажник легковушки. При этом бытовой 50-литровый газовый баллон, который владельцы чаще всего устанавливают на свои авто, вмещает 45 литров пропан-бутановой смеси. Именно поэтому нефтяной газ используется в автомобилях в качестве моторного топлива гораздо чаще.