Последний круг старой «формулы»

Китайским Гран-при, состоявшимся на трассе в Шанхае 16 октября, закончился не только самый длинный в истории сезон 2005 года. Это была последняя гонка с трехлитровыми моторами, которые «прожили» в «Формуле-1» целое десятилетие. Также этот Гран-при стал последним для нескольких команд «формулического» пелетона…

Китайским Гран-при, состоявшимся на трассе в Шанхае 16 октября, закончился не только самый длинный в истории сезон 2005 года. Это была последняя гонка с трехлитровыми моторами, которые «прожили» в «Формуле-1» целое десятилетие. Также этот Гран-при стал последним для нескольких команд «формулического» пелетона…


В следующем году грядет снижение объема двигателя с 3 до 2,4 литра и количества цилиндров с десяти до восьми. В переходный период, в 2006—2007 годах, еще можно будет использовать моторы старого образца с ограничителями оборотов, но это уже, как говорится, детали. Главное — будет новая «Формула-1» с новой философией и уже со следующего года с наполовину новым составом игроков. Но все это нас ждет только в следующем году, а пока перед гонщиками и командами стояла задача завершить сезон-2005.

Вопрос о чемпионе был снят еще 25 сентября в Бразилии. Но это не значит, что оставшиеся после триумфа Фернандо Алонсо два Гран-при 2005 года — Японии и Китая — стали пустой тратой времени. Во-первых, пилоты немного раскрепостились и выдали парочку весьма зрелищных гонок, во-вторых, до самого конца не была ясна судьба не менее престижной награды — Кубка конструкторов, за который до последнего боролись «Renault» и «McLaren». И в отличие от личного зачета, где шансы пилота «серебряных стрел» Кими Райкконена задолго до Бразилии превратились в труднодостижимые, в соревновании команд «McLaren» имел все шансы на победу.

«Перетягивание каната»

Кими Райкконен со своей стороны сделал для своей конюшни буквально все возможное, выиграв гонку в Японии 9 октября, где отобрал первую позицию у Джанкарло Физикеллы буквально на последнем круге. И это стартуя с семнадцатой позиции, на которую обрекла финна дождевая квалификация! А сражаться ему пришлось в одиночку: партнер по команде Хуан-Пабло Монтойя завершил гонку на первом же круге ударом о стену. В то время как Фернандо Алонсо занял третье место. В итоге «Renault» за одну гонку до конца сезона опережала «McLaren» на два очка...

В начале заезда пелетон возглавил вовсе не Кими, а Ральф Шумахер, стартовавший с поул-позиции, но ему не удалось далеко оторваться из-за машины безопасности, появившейся на трассе после той самой аварии Монтойи. Алонсо уже в самом начале переместился на восьмое место, уйдя в бой с шестнадцатой позиции. Ральф на машине с полупустыми баками вновь легко вырвался вперед после ухода сейфети-кара, но уступил лидерство на 13-м круге Физикелле, отправившись на дозаправку. Как выяснилось, с концами. После этого о возможной победе Ральфа можно было забыть — команда выбрала неудачную тактику дозаправок. А вот Райкконен, прорвавшись в первые ряды, на последних кругах устроил Физико настоящую финскую баню. Кими парил итальянца до последнего круга, тот старательно отмахивался от гонщика «McLaren», но все же уступил за несколько сот метров до финиша.

Через неделю на трассе в Шанхае Алонсо, использовав все скоростные ресурсы своей машины и удачно подстроившись под неоднократное появление на трассе сейфети-кара, провел всю гонку впереди пелетона, на финише сняв все вопросы о победителе в Кубке конструкторов.

Фернандо безошибочно стартовал с поул-позиции, Физико последовал за партнером, Райкконен и Монтойя пристроились на третьей и четвертой позициях. По сути, кубок перешел в руки «Renault» в тот момент, когда Монтойя завернул в боксы. Его машина была повреждена после проезда по одному из сломанных поребриков трассы (китайская служба на дистанции работала резво, но ужасно бестолково), но замены покрышки оказалось недостаточно, и McLaren колумбийца из-за полученных повреждений был отозван с трассы… Французам не помешал даже штраф в виде проезда по пит-лейну, наложенный стюардами на Физикеллу (за замедление пелетона во время второго выезда машины безопасности), и в итоге третье место на подиуме неожиданно отошло к Ральфу Шумахеру.

Кстати, в Китае Алонсо одержал седьмую победу в этом году, сравнявшись по их количеству в сезоне-2005 со своим главным соперником Кими Райкконеном. А «Renault» впервые в своей истории завоевала Кубок конструкторов. Как бы это ни было грустно для «серебряных стрел», это вполне справедливо, поскольку было бы совсем не логично, если была бы награждена та машина, которая, собственно, своей ненадежностью и помешала Кими Райкконену как минимум полноценно бороться за титул в личном зачете. В то время как даже сам новоиспеченный чемпион Алонсо не отрицает, а наоборот, всячески выпячивает тот факт, что одним из определяющих факторов его успеха стала именно надежность «Renault»…

Что покажет Шумахер?

Кстати, главный неудачник сезона Кими Райкконен в последнее время стал чуть ли не главным слухмейкером паддока «Формулы-1». Нет, на этот раз речь идет не об очередной гулянке и даже не о небольшой размолвке с молодой женой Дженни (о которой гудит вся Финляндия). По-прежнему не прекращаются разговоры о том, что в 2007 году финн будет выступать за «Ferrari» в паре… со знаменитым мотоциклистом Валентино Росси. Хотя последнее заявление менеджера Михаэля Шумахера Вилли Вебера ставит саму такую возможность под большое сомнение. Вебер предполагает, что его подопечный, несмотря на постигший его в этом году конфуз, останется в «Формуле-1» до 2008 года включительно и еще всем покажет. Причем исключительно в «Ferrari», другие команды даже не рассматриваются. Это фактически исключает возможность перехода в конюшню из Маранелло Кими Райкконена, поскольку запрячься в пару к Шумахеру может позволить себе только пилот, желающий совершить профессиональное самоубийство: Михаэль, который целое десятилетие строил вокруг себя эту команду, способен уступить другому разве что роль своего верного оруженосца. Нынешний контракт Шумахера действует до конца 2006 года, а с новым он определится скорее всего в марте 2006-го. Логично — как раз в тот момент по результатам тестов можно будет понять, насколько безоблачно техническое будущее команды на ближайшие годы. Финансовые же перспективы «Ferrari» выглядят внушительно: несмотря на почти поголовный запрет табачной рекламы, «Philip Morris» объявила, что будет поддерживать команду до конца 2011 года.

Кстати, именно табачное спонсорство мешает прописаться в «Формуле-1» компании «Coca-Cola». Производитель безалкогольных напитков желает появиться в 2006-м в качестве спонсора одной из команд, чтобы выступить конкурентом «Red Bull», но вот реклама сигарет смущает…

Передел собственности

В 2006 году в «Формуле-1» останется только шесть ныне существующих команд. Гран-при Китая 2005 года стал прощальным для BAR, «Sauber», «Jordan» и «Minardi». Правда, это совсем не означает, что на старт будущего сезона выйдут только двенадцать пилотов из шести команд. Более того, их может стать даже больше! Просто вышеупомянутая четверка сменила владельцев.

Как известно, купленный еще минувшей зимой «Jordan» будет называться «Midland». Теперь под нового хозяина — BMW — трансформируется и «Sauber». Загибающаяся практически всю эпоху своего существования в «Формуле-1» с 1985 года «Minardi» ушла под окрыляющий «Red Bull». Вторая команда «Красного быка» будет называться так же, но по-итальянски — «Squadra Toro Rosso». Сменит вывеску и BAR. Недавно «British American Tobacco» подтвердила, что продает свою долю в команде в размере 55 процентов другому совладельцу — «Honda Motor Company». Honda Motor полностью завладеет командой, восемь лет назад выкупленной BAT у Кена Тиррелла. Однако BAT останется главным спонсором в 2006-м. Кроме того, «Honda» (подобно «Red Bull») планирует завести вторую команду. Новая конюшня, которая может стать 11-й в пелетоне, претендует на покупку старого завода «McLaren» в Уокинге. Правда, на это хозяйство есть еще один покупатель — 12-я, также пока виртуальная команда, которую может организовать компания Emirates Airline — собственность семьи из Дубая.

Пока две команды пытаются перейти из состояния возможности в реальность, настоящие, невиртуальные команды продолжают распределять места. Ник Хайдфельд освободил вакансию в «Williams», подписав контракт с заводской командой BMW. Кстати, Ник уже выступал в этой конюшне в 2001—2003 годах и даже приезжал с ней в Россию. Естественно, еще под именем «Sauber». 28-летний немец подписал контракт на 2006—2008 годы.

«Red Bull» и «Squadra Toro Rosso» рекрутировали пятерых пилотов на двоих — Дэвида Култхарда, Кристиана Клиена, Витантонио Льюцци и дебютантов Скотта Спида и Нила Яни — и теперь будут разбираться, кто за кого поедет в будущем году.

«Williams» все-таки решил расстаться с наконец-то перешедшими к нему правами на Дженсона Баттона за кругленькую сумму — более десяти миллионов долларов. Таким образом, Дженсон останется в «BAR Honda», но уже с новым напарником — Рубенсом Баррикелло. Таким образом, полуторагодовая битва за англичанина закончена. А вот Такума Сато лишается места боевого пилота, если, конечно, «Honda» и правда не организует дочернюю команду. А «Williams» подтвердил продолжение сотрудничества с Марком Уэббером и отдал второй болид Антонио Пиццонье.

А стабильно разве что в команде-чемпионе «Renault». Несмотря на ряд слухов, Джанкарло Физикелла все же остается в команде, а недавно босс команды и одновременно «опекун» Фернандо Алонсо Флавио Бриаторе объявил о том, что пилот-вундеркинд останется в конюшне — и «никаких «Ferrari»! Кстати, успех Алонсо привел к небывалому буму «Формулы-1» в Испании. Например, бразильский Гран-при, на котором Фернандо стал чемпионом, посмотрели более десяти миллионов испанцев, что явилось рекордом для спортивных трансляций в этом году.

None