На ОСАГнОм положении

Еще весной этого года не самые удачливые корпоративные игроки начали покидать рынок ОСАГО. В конце мая Федеральная служба страхового надзора (ФССН) отозвала лицензию у тюменской «Западно-Сибирской транспортной страховой компании».

Еще весной этого года не самые удачливые корпоративные игроки начали покидать рынок ОСАГО. В конце мая Федеральная служба страхового надзора (ФССН) отозвала лицензию у тюменской «Западно-Сибирской транспортной страховой компании».


Следом гикнулась столичная компания «Авест». В июле — питерская «Доверие». В августе Страхнадзор лишил лицензии «Евро-Азиатскую страховую компанию». В сентябре группу «лишенцев» пополнило и «Страховое общество СНГ». Основная причина отзыва или приостановления лицензий в принципе однотипна — невыполнение своих обязательств перед застрахованными. И здесь Страхнадзор, надо сказать, идет в правильном направлении.

Как сорвать банк

Как уже неоднократно рассказывал «МКмобиль», страховщики озабочены ростом случаев страхового мошенничества. По разным оценкам, потери компаний от махинаторов составляют от 5 до 15% от собранных страховых сумм.

Если принять во внимание тот факт, что в прошлом году полисов ОСАГО продали примерно на 46 млрд. руб. (или $1,5 млрд.), то в среднем страховщики недосчитались как минимум 75 млн. долларов.

С другой стороны, недавний отзыв лицензий показал, что на рынке существуют и страховщики-«кидалы». Как, например, питерская «Доверие», имевшая филиалы более чем в 30 регионах страны. Эта компания «прославилась» тем, что в один прекрасный момент бесследно исчезло ее руководство

вместе с собранными с автовладельцев деньгами... Однако существует еще одна серьезная проблема с приказавшими долго жить страховщиками. Куда девались сотни тысяч полисов «обязаловки», находящихся на балансе этих компаний и предназначенных для продажи автовладельцам?

Одно время на сайте профобъединения страховщиков были вывешены списки утраченных по разным причинам полисов ОСАГО. Это десятки тысяч бланков, которые не являются поддельными, но считаются списанными по техническим причинам. И они тоже где-то «гуляют»...

Например, на балансе «Доверия» находилось около 100 000 неиспользованных бланков. Ну и где они сейчас? Хорошо, если бумаги эти обнаружат следователи и вернут профсоюзу страховщиков.

А если нет? Наверняка они рано или поздно попадут в руки желающих сэкономить на покупке полиса ОСАГО всего за 500—700 руб. Если эту партию полисов «обязаловки» мошенники реализуют, то «наварят» на столь нехитрой операции не менее 50 млн. руб. (или $1,75 млн.)! Также неизвестна судьба нереализованных полисов еще трех страховых компаний, у которых были отозваны лицензии. А это в сумме порядка 135 000 бланков!

Конечно, что такое пара сотен тысяч пропавших бумажек на фоне честно проданных 25 млн. полисов ОСАГО? Однако в сумме пропавшие полисы тянут как минимум на $3,5 млн.!

Как принято в нашей стране, все издержки автоматически переносятся на кошельки потребителей. Соответственно нет никаких гарантий, что страховщики не потребуют увеличения тарифов для компенсации своих потерь. Первый «звоночек» уже прозвучал — недавно на «круглом столе» в Питере страховщики потребовали увеличения тарифов сразу на 25%! В цифру эту наверняка «забиты» и потери компаний от мошенничества.

«Карусель» для автомобилистов

Другой весьма популярный у страховщиков способ экономить свои средства — затягивание выплат по ОСАГО. Вроде и мошенничеством это назвать нельзя — в деньгах же откровенно не отказывают... Однако отговорки типа «позвоните попозже», «зайдите через недельку-другую», «начальник отдела выплат в командировке» и прочие увертки порой доводят автовладельцев до белого каления. Бодание граждан со страховой компанией протекает бурно и может длиться месяцами. Согласно закону об ОСАГО, решение о выплатах страховщик принимает в течение 15 дней. Однако из-за того, что тот же закон не предполагает никаких санкций за затягивание дела, рассмотрение заявки о выплатах может достигать полугода и закончиться вообще отказом страховщика от исполнения своих обязательств.

Согласно одному статистическому исследованию, активно продвигаемому страховщиками, довольными ОСАГО у нас считаются 62,7% автовладельцев. Правда, есть и совершенно другие цифры. Сегодня в Интернете полно сайтов, на которых обиженные страховщиками собственники авто делятся своими мытарствами с получением выплат по «обязаловке». По отдельным, особо плохо зарекомендовавшим в глазах граждан компаниям даже создаются отдельные сайты, как, например, www.gutalina.net. И реально доля весьма недовольных общением со страховщиками на сегодня составляет 54—58%, а удовлетворенных — только 25%!

Так вот, чтобы заставить страховщиков честно исполнять свои обязанности, в Госдуму внесен очередной законопроект, согласно которому предлагается штрафовать компании за затягивание сроков выплат в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Таким образом, если страховщик должен гражданину, к примеру, сумму, эквивалентную тысяче долларов, то за каждый просроченный месяц он должен получить (в пересчете) около 300 руб. от суммы выплаты. Надо сказать, весьма слабое утешение для автовладельца...

None