Куда катится российское «кольцо»

Российский автоспортивный сезон 2005 года выдался до предела насыщенным: гонки различных серий прошли с мая по сентябрь на трассах Москвы и области, Санкт-Петербурга и даже заграничного Пярну. И, судя по всему, в будущем году «кольцо» еще больше «располнеет».

Российский автоспортивный сезон 2005 года выдался до предела насыщенным: гонки различных серий прошли с мая по сентябрь на трассах Москвы и области, Санкт-Петербурга и даже заграничного Пярну. И, судя по всему, в будущем году «кольцо» еще больше «располнеет».


Времена, когда все российские кольцевые гонки втискивались в один уик-энд, прошли безвозвратно. Сначала начали отпочковываться так называемые клубные гонки и моноклассы. А в этом году пришел черед одного из ведущих кольцевых классов — «Формулы-1600». И, судя по всему, предел «вегетативного размножения» гонок еще не достигнут: возможно, в будущем году в календаре появится еще и третья серия «отдельных дат»…

Классов, команд и гонщиков становится все больше, а вот трасс, увы, меньше. Более года под угрозой спортивная судьба подмосковной полустационарной площадки — Мячковского аэродрома. А под конец сезона активно поползли слухи о перспективах закрытия (по крайней мере временного) питерского «Невского кольца». Неопределенность положения и ощущение временности не самым лучшим образом сказываются на качестве. Например, негде тренировать пилотов и обучать судей, нет смысла наращивать инфраструктуру… К тому же в отличие от вполне доступного петербуржцам стадиона им. Кирова подмосковное Мячково остается прерогативой болельщиков-автомобилистов и немногочисленных местных жителей: общественный транспорт из Москвы до аэродрома не ходит. С другой стороны, целых две гонки (в июне и сентябре) в этом году удалось провести на городской трассе — Воробьевых горах. Правда, в отличие от конца 90-х — времени расцвета гонок у главного здания МГУ — современные машины с трудом маневрируют по узким дорогам между бордюрами...

А мы пойдем на север

Несмотря на непростые условия, гонки развиваются и пытаются выйти на новый уровень. Например, «Формуле-1600», которая в этом году отпочковалась от НГС «LADA», в этом году удалось сделать еще один шаг вперед. В первую очередь стоит отметить появление нового шасси, которое вскоре планируется запустить в мелкосерийное производство: в сезоне-2006 на трассах ожидается появление минимум четырех болидов с углепластиковым монококом отечественного производства. Это может вдохнуть вторую жизнь в старший формулический класс России, единственный класс «машин с открытыми колесами», который не является мономаркой и где столь важен фактор работы с машиной, в первую очередь с аэродинамикой. Ведь одной из главных причин, чуть было не разрушившей этот класс вообще, стала опора на итальянского производителя «Dallara». Шасси Dallara без двигателя и телеметрии стоило порядка 85 000 евро, более того, по техтребованиям нашего чемпионата можно использовать только модель, которая снята с производства с 2001 года.

Российский автомобиль будет стоить около 40—45 тысяч евро (с двигателем и системами телеметрии, пожаротушения и рулем). Быть может, техническое обновление класса позволит собирать на старте больше машин, и в следующем году организаторы серии рассчитывают на 12—14 автомобилей в каждой гонке. Хотя, несмотря на малочисленность, в минувшем году класс получился по-настоящему боевым: до последнего этапа за победу боролись три гонщика, и лишь на последней гонке был решен вопрос в пользу Виталия Петрова («Арт-Лайн Про Тим»), обыгравшего пилотов «ЛУКОЙЛ Рейсинг» Олега Казакова и Юрия Байбородова.

Вдохнуть сил в «Формулу-1600» может помочь и «окошко» в Европу. Если, конечно, затраты на выездные гонки не лягут непосильным бременем на бюджеты команд. Правда, планируется заключить альянс не с сильными итальянцами-немцами-британцами, а с так называемой северо-западной зоной FIA. В минувшем сезоне уже был проведен один этап российского первенства в Пярну с участием прибалтийских и скандинавских гонщиков. Сейчас обсуждается шестиэтапный чемпионат Европы в «Формуле-1600» (три — в России, по одному — в Латвии, Эстонии и Финляндии). Со следующего года технические требования «Формулы-1600», «Формулы «Балтик» и «Формулы-4» будут едины.

И стар и млад

Большие перемены грядут и в серии RTCC, объединяющей классы «Туринг», «Суперпродакшн» и «Туринг Лайт». «Туринг» по-прежнему останется вотчиной богатых команд (один автомобиль такого класса стоит порядка 200 000 евро). В минувшем сезоне за победу в высшем кузовном классе России по уже сложившейся традиции боролись пилоты «МТС ЭйСи Рейсинг» и «Автодом Рейсинг» на автомобилях BMW 320. Борьба получилась ожесточенной — Владимир Нечаев (МТС) сумел оформить чемпионство лишь на последнем этапе. В будущем сезоне костяк класса сохранится и даже расширится. Вернется в большие гонки команда «Спорт-гараж» на автомобилях VW Golf, которые наконец-то разбавят гегемонию вездесущих «бумеров». Увеличит свое представительство «Сити Моторспорт», в этом году во главе с пилотом Львом Фридманом весьма удачно выполнявшая роль третьей силы.

В этом году в составе RTCC появился новый, более дешевый класс — «Суперпродакшн». В будущем году он будет окончательно приведен в соответствие с международными требованиями, количество автомобилей увеличится. Также в ближайшие два года RTCC планирует создание нового молодежного класса, который может появиться уже в сезоне-2006, с возрастным цензом для гонщиков до 21 года на максимально стандартных, а следовательно, более дешевых автомобилях. То есть в серии появится своя многоступенчатая система: молодежный класс — «Туринг Лайт», «Суперпродакшн» и, как вершина, «Туринг». Вполне возможно, что, как и ранее «Формула-1600», «кузова» тоже отойдут от своего нынешнего партнера НГС «LADA», потому как все эти гонки просто не влезут в рамки одного уик-энда.

В самой НГС, вероятно, останутся «Кубок «Lada» и класс спортпрототипов «Lada Revolution», который оказался востребован и болельщиками, и телевидением, и спонсорами в первую очередь благодаря высокой конкурентной борьбе: Виталий Петров обеспечил себе золотую медаль только на последнем этапе на Воробьевых горах 25 сентября. Однако перед создателями прототипов остается важная задача — решить вопрос надежности и высокой стоимости…


ЧЕМПИОНЫ РОССИИ 2005 ГОДА

«ТУРИНГ»

Владимир Нечаев

«ТУРИНГ ЛАЙТ»

Александр Сотников

«ФОРМУЛА-1600»

Виталий Петров

«LADA REVOLUTION»

Виталий Петров

«КУБОК «LADA»

Артем Козявин

«HONDA CIVIC»

Алексей Дудукало

«ФОРМУЛА «РУСЬ»

Сергей Ромащенко


КУБОК РОССИИ 2005 ГОДА

«СУПЕРПРОДАКШН»

Илья Буренко


None