1616

Снег в большом городе

Зимой в Москве две беды: сугробы и припаркованные авто
Борцы за чистоту столичных улиц ждали первых «белых мух» аж с 25 октября. Дежурные бригады заправленных реагентом ЗиЛов с ножами-отвалами и щетками несли круглосуточное дежурство. Но от вечных зимних проблем эта псевдоготовность нас не избавит.
Поделиться

Борцы за чистоту столичных улиц ждали первых «белых мух» аж с 25 октября. Дежурные бригады заправленных реагентом ЗиЛов с ножами-отвалами и щетками несли круглосуточное дежурство. Но от вечных зимних проблем эта псевдоготовность нас не избавит.


А дело в том, что службы, отвечающие за снегоуборку, работают по определенному городскими властями регламенту. В нем процесс снегоуборки расписан «от и до». Документ присваивает улицам центра города, магистралям-радиусам и столичным транспортным «кольцам» приоритет в очереди на очистку. Снегоочистители во время снегопада обязаны «прогонять» их каждые несколько часов. И прогоняют когда могут: если запустить снегоочистители на улицу, находящуюся в «предпробочном» состоянии, получишь транспортный тромб. Нормативы приходится нарушать, выпуская технику на улицы в моменты, когда интенсивность движения временно спадает. Снегопады в столице бывают неожиданными только для автомобилистов. Точное время начала снегопада известно всем ответственным гражданам за часы до него. Гидрометцентр не дремлет: на мониторе в диспетчерской того же ГУП «Доринвест» непрерывно отображается картинка метеорологической обстановки в Московской и прилегающих областях. В этом случае метеорологи ошибаются крайне редко: за ошибки им выставляют немаленькие штрафы. Время для подготовки есть всегда. Другое дело, что парк снегоуборочных машин рассчитан на некую среднюю интенсивность осадков. Можно, конечно, увеличить его под борьбу с мощными циклонами-снегопадами. Но мы живем не у полярного круга, и природные катаклизмы случаются всего несколько раз в году. Смести выпавший снег и обработать улицу химреагентами — только полдела. С этим в Москве почти повсеместно особых проблем давно уже не возникает. Груды снега с обочин нужно еще вывезти, иначе правый ряд превращается в сугроб, сужая проезжую часть и тормозя и так затрудненное движение.

Центральные городские трассы, МКАД и ТТК очищают от снежных валов не по нормативу — «по окончании снегопада», а непрерывно, пока не освободится асфальт. Менее значимым дорогам повезло меньше. Причину контраста в подходах к уборке центральных и второстепенных улиц попытался объяснить пожелавший остаться неизвестным чиновник Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. По его словам, если, например, проезжая по Кутузовскому проспекту, кто-нибудь из первых лиц московского правительства заметит снег у обочин, то, как говорят, «полетят головы» ответственных чиновников. По улицам, закрепленным за префектурами, верхушка московского правительства ездит редко, что означает меньший контроль за исполнением обязанностей и большее раздолбайство. А неудобства — водителям. Кстати, нововведение московских властей — эвакуация мешающих уборке снега машин — коснется, видимо, только центральных городских магистралей. Показательно, что очищать московские сугробы от легковушек поручено ГУП «Доринвест», ведь именно его зона ответственности — центральные улицы. Работники ГУП уже развесили больше 70 дополнительных знаков запрета на парковку по четным и нечетным дням. Никто почему-то не вспоминает, что на районного масштаба автобанах и автобанчиках припаркованные в сугробах авто точно так же мешают вывозу снега. И от этого какой-нибудь бульвар в спальном районе страдает не меньше, чем, например, то же Садовое кольцо.


НАША СПРАВКА

За чистоту каждой конкретной улицы отвечает ГУП московского подчинения или префектура округа. Им бюджет города выделяет финансы на борьбу со снегом и грязью. На эти деньги госучреждения нанимают коммерческие фирмы, обладающие парком соответствующей техники. Ни один коммерсант не будет содержать балласт лишних машин. Соответственно, с мощными снегопадами борются «штатными» силами.


Уже через 16 часов после снегопада московские нормативы требуют освободить от отвалов остановки общественного транспорта и пешеходные переходы. Через сутки — вообще вывезти из этих мест снег. А вот с ликвидацией снежных валов с обочин коммунальщики имеют все возможности не торопиться. При осадках до 6 сантиметров даже на самых что ни на есть стратегических городских магистралях отвалы можно не вывозить аж неделю. Если выпало 10 сантиметров — есть уже 12 дней форы. Что уж тут говорить о внутрирайонных улочках: выпало 10 см снега — сугроб на законных основаниях может быть «припаркован» аж 16 дней.


«Ледовая обстановка» на внутрирайонных дорогах лежит на совести префектур округов. И тут уж все зависит от «трудолюбия» конкретного чиновника. На улочках и проездах, находящихся в ведении округов, после и во время снегопада дороги «прометают», как правило, на достойном уровне. А вот отвалы могут торчать на проезжей части еще неделю-другую.


КСТАТИ

Сейчас со снегом на дорогах города борются примерно 35 000 дорожных рабочих и около 800 бригад по 4—6 человек в каждой, специализирующихся на уборке остановок. В прошлом году на уборку города власти выделили около 9 миллиардов рублей. На эти деньги коммунальщики закупают реагенты и новый инвентарь, платят зарплаты дворникам, ремонтируют технику и нанимают подрядчиков. В среднем за зиму в Москве выпадает около 130 сантиметров снега. Уборка одного сантиметра снега обходится примерно в 70 миллионов рублей.

Частные подрядчики за вывоз 20 кубометров снега, помещающихся в кузов КамАЗа, просят около 3500 рублей. Час аренды снегоуборочной машины стоит около 500 руб. Предугадать, сколько точно снега выпадет за зиму, никто не в состоянии. Малоснежная зима экономит городу гигантские суммы, а снежная порой заставляет тратить деньги «в счет следующего года», надеясь, что будущий холодный сезон окажется менее затратным.