Главный в Азии

Вспоминая прошедшие 50 лет, японцы устроили небольшую фотовыставку, посвященную наиболее интересным моментам истории своего автосалона. И оказалось, что наш автопром тоже побывал в Японии. Правда, только один раз, в далеком 1965 году. На стенде «Автоэкспорта» тогда представляли новейшую разработку — «Москвич-408».

Вспоминая прошедшие 50 лет, японцы устроили небольшую фотовыставку, посвященную наиболее интересным моментам истории своего автосалона.

И оказалось, что наш автопром тоже побывал в Японии. Правда, только один раз, в далеком 1965 году. На стенде «Автоэкспорта» тогда представляли новейшую разработку — «Москвич-408».


Токийское автошоу — главное в Азии. Именно здесь можно увидеть основные перспективы автомобилестроения. То, на чем сначала азиаты, а если повезет, то и мы с вами будем ездить завтра. В этом году японцы постарались сделать из автосалона семейное шоу. Самых привередливых покупателей в мире занимали чем могли — от Луна-парка до тест-драйва экологически чистых автомобилей.

Один из лидеров японского автопрома фирма «Nissan» заняла огромную площадь на автосалоне, демонстрируя независимость и уверенность в завтрашнем дне. Оно и понятно: продажи растут и в Европе, и в Америке, да и в Японии автомобили покупают, значит, есть основания для осторожного оптимизма. Тем не менее компания пытается уменьшить расходы, сокращая количество платформ, а также ведя охоту за новыми покупателями, в первую очередь за молодыми японцами.

Самым интересным экспонатом «Nissan» стал Skyline, который пока считается предсерийным концептом и временно называется GT-R Proto. Наконец-то легендарный Skyline получит модификацию с правильным рулем и в 2007 году появится на мировых рынках. Давно уже не было такого стильного автомобиля, который бы приняли во всем мире, тем более что каждая черточка машины выдает ее гоночное происхождение.

Еще одна интересная, но менее готовая к производству машина на стенде «Nissan» — концепт-кар Pivo. Похожий на насекомое электромобиль представляет собой развитие идеи «автомобиль-костюм», в том смысле, что рассчитан он на одного человека (или вы встречали двухместные костюмы?). Как и полагается вещи, принадлежащей одному человеку, Pivo сам узнает хозяина и приветливо открывает двери. Но придумали этот аппарат не ради этого. Дело в том, что машина позволяет не думать над тем, как бы половчей развернуться в городской тесноте или уехать со стоянки, как, впрочем, и без ущерба для других втиснуться на самое скромное парковочное место. Достаточно просто повернуть кабину на 360 градусов и выбрать нужное направление. То есть водитель всегда оказывается лицом к оперативному простору и ему никогда не придется сдавать задом. А еще Pivo понимает язык жестов. В нем не надо шарить по клавиатуре, чтобы сделать музыку громче или переключить меню навигационной системы. Для выбора пункта меню достаточно показать соответствующее количество пальцев: кнопка номер три — три пальца, кнопка номер четыре — соответственно четыре. Звук громче? Взмах рукой.

А еще «Nissan» показал концептуальный минивэн Amenio. Судя по тому, какой именно дизайнеры задумали эту машину, Япония готовится к тому, что вскоре свободной земли у них не останется вовсе и жить и работать придется в автомобилях. Amenio — как раз такой автомобиль, в котором японцы будут работать.

Когда вы входите в офис, вы разве спотыкаетесь о трубы, палки, доски и тем более рычаги?

Конечно же, нет. Поэтому в Amenio ровный пол, закрытый ковром. Входить в салон японцы будут, как и полагается, не пригибаясь, в полный рост. Средней стойки нет, и двери распашные, как в приличной приемной, и, по идее, где-то явно должна быть полочка для сменной обуви, но она скорее всего появится уже на серийном варианте. Чтобы удобно работалось, в салоне мягкая кожаная мебель на шесть персон и монитор 18 дюймов, картинка с которого видна сразу всем сотрудникам (то есть пассажирам). Ниссановцы с особым упоением акцентируют внимание на том, что в оформлении передней панели салона использовали розовое дерево, широко применяемое в традиционной японской архитектуре. Местный потребитель это оценит.

Но еще большая благодарность зародится в японских сердцах в ответ на возможность навигационной системы автомобиля выходить в режим «Просмотр Земли», позволяющий всему офису видеть планету, по которой Nissan Amenio сейчас движется. То есть японцы, которые света белого не видят и потому, что много работают, и потому, что этого света просто нет среди небоскребов, в любую минуту рабочего дня смогут увидеть, как красива планета. Разрешение системы таково, что видеть они будут Землю в мельчайших подробностях, вплоть до соседних по потоку автомобилей и пешеходов, крадущихся вдоль дорог по своим делам. Но кроме этого система может выходить в режим «Просмотр космоса» и показывать засидевшимся допоздна японцам, под каким конкретно созвездием они сейчас находятся.

«Mazda», автомобили которой наконец-то стали красивыми, тем не менее находится в поиске лица для будущих моделей. Ударным концептом, которым фирма заворожила посетителей стенда, стал автомобиль Senku, решенный в стилистике американских спортивных машин 70-х годов прошлого века, но с поправкой на современный подход и технологии. Эти технологии продиктовали облику машины отсутствие фар, дверных ручек и зеркал заднего вида. Инженеры «Mazda» сегодня единственные, кто работают с роторными двигателями Ванкеля. А как известно, одно из его неоспоримых преимуществ — в очень маленьких размерах. И вот наконец-то настала пора всерьез воспользоваться этим преимуществом. Силовая установка у Mazda Senku гибридная — двигатель Ванкеля в паре с электромотором, причем электрический мотор получился в два раза больше бензинового.

Крайняя степень человеческой разнеженности на летнем отдыхе постоянно приводит к тому, что идти пешком к морю совсем не хочется. Возникает ленивая мысль к линии прибоя подъехать на автомобиле. Поэтому время от времени инженеры создают какую-нибудь облегченную модель без дверей и без крыши, в которой можно ездить в мокрых плавках, обливая соседку липким коктейлем.

На Токийском автосалоне японская «Daihatsu» показала концептуальный автомобиль Costa. В длину он меньше трех с половиной метров (3395 мм), но при этом полноприводный и с трехцилиндровым турбированным двигателем. Costa вообще лишена дверей, сквозь каркас безопасности сверху видно небо, а технодизайн не только заковырист, но и удобен в применении.

В частности, чтобы счастливые люди не повыпадали под колеса, у каждого кресла свой внешний подлокотник, перекрывающий вход-выход, — как на детской карусели.

«Mitsubishi» в теме полного привода от «растолстевших» внедорожников, подорвавших доверие к марке, перешла к угловато-агрессивным автомобилям с ярко выраженной брутальностью в расчете на то, что возвращение к мужественному облику вернет покупателей; и показала концептуальный минивэн с ярким и запоминающимся названием D-5, который скорее всего скоро придет на смену L300.

В нынешнем состоянии концепт — это каркасно-панельный автомобиль с бензиновым мотором и ЕКВТ. Пока часть дизайнеров резвились над его внешностью, затачивая углы и обостряя грани, интерьерщики вышли за грань разумного и умудрились сделать все шесть сидений убирающимися, в том числе и водительское. Не съемными, а именно убирающимися в специально отведенные места. Легким движением руки минивэн пустеет, и внутри можно будет долго ходить из угла в угол по ровному полу, спать вповалку, либо танцевать всей семьей или петь хором, наслаждаясь акустикой абсолютно пустого объема, тем более что бортовая электроника имеет жизненно важную для японцев функцию караоке.

Повсеместно уважаемая «Subaru» на своем домашнем салоне показала концепт с несъедобным названием В5-ТРН. Как и полагается, над машиной работали две команды. Дизайнеры и инженеры. Инженеры оказались удачливей. К традиционному турбированному оппозитнику они умело пристыковали электромотор и ионо-литиевую батарею. Получился очень сносный гибрид, как всегда, полноприводный. Дизайнерам повезло меньше. Кузов купе у них скорее всего получился. Если его немного доработать, то фирма сможет вернуть на конвейер купе, которого у нее уж слишком давно нет. Но вот над «лицом» автомобиля еще придется поработать. Слишком уж японские дизайнеры доверяют своему европейскому шефу, который умеет из любой машины «нарисовать» Alfa Romeo.

«Suzuki» умеет делать очень интересные машинки, большинство из которых маленькие и почти неизвестные в Европе, но зато вызывающие умиление с первого взгляда.

На Токийском автосалоне «Suzuki» выставила неожиданно брутальный концепт с невыразительным именем РХ. Он весь блестящий и выглядит как начищенная и с размахом проклепанная алюминиевая кастрюля, отчего становится похож и на американский автобус, и на кинематографическую подводную лодку «Наутилус». Сами японцы обозначили этот автомобиль как новое прочтение темы минивэна. При этом если снаружи он выглядит пугающе, то внутри это очень хорошо сделанный стрейтч, идеологически похожий на наши правительственные автомобили. Особенно это сходство становится очевидным благодаря двум стропантенам, которые могут выполнять роль упора для ног, а могут превращаться в детские кресла. К счастью, мрачные охранники здесь не поместятся. У минивэна РХ, как и у большинства концептов, нет средней стойки, и подразумевается, что и в него японец будет входить с высоко поднятой головой. Возникает ощущение, что радикулит в Японии уже и не надеются вылечить.

Зато другой концепт — Suzuki LC — это автомобильчик в стиле 50-х, очень милый и аккуратный. Сверхсовременные технологии в нем замаскированы под старину. Лепестковое переключение передач на руле, как на «Формуле-1», выполнено в виде старого кольцевого сигнала, знакомого по нашим старым «Волгам». Цифры спидометра раскрашены в цвета радуги, а обе педали по форме похожи на домашние тапочки. Все скромные переключатели на передней панели — хрустальные. Никакой навигации, телевизора и даже радио в машине нет. Есть здоровый минимализм и аккуратный возврат к истокам.

Обращать внимание на мотоциклы на токийском празднике автомобиля не принято. Тем более что про японские мотоциклы и так все ясно: они скоростные и их принято уважать. Но «Yamaha» показала такой мотоцикл, что даже японцы удивились. Это пикап по имени MaxAm, стилизованный под американский автомобиль. Спереди и сзади — полноценный бампер, кузов с такелажными талями и ощутимым задним бортом, панель приборов похожа на шкалу настройки старого радиоприемника. И при том это именно мотоцикл, поскольку у него всего два колеса. Дизайн настолько грамотный, что не сразу видно это совмещение несовместимого.


None