Компания «Audi» уже давно принадлежит концерну «Volkswagen», поэтому модель А3, впервые показанная в 1996 году, построена на той же колесной базе, что и VW Golf четвертого поколения. Однако основное отличие A3 от Golf заключается не столько в иных характеристиках подвески и даже не во внешнем виде — автомобили Audi престижнее. Отсюда чуть лучше качество сборки и материалов отделки салона, соответственно, и более высокая цена как самой машины, так и запчастей к ней.
Многие продаваемые на нашем вторичном рынке Audi A3 имеют 3-дверный кузов. Это объясняется в первую очередь тем, что долгое время другого варианта просто не существовало. И лишь весной 1999 года свет увидела более практичная 5-дверная модификация. Стоит также отметить, что Audi A3 в конце 1999 года пережила небольшой рестайлинг (у автомобиля немного иные фары, бамперы и пр.) — так что если и брать относительно свежую Audi A3, лучше остановить свой выбор на модернизированном варианте. Хотя, конечно, цена таких моделей немалая — иногда за сумму, которую надо заплатить за 3—4-летнюю А3, можно купить менее престижный, но абсолютно новый автомобиль аналогичного класса.
Несмотря на то что А3 очень надежный автомобиль, кое-что в «трешке», конечно, иногда ломается, и далеко не всегда в этом виноват владелец. Например, случалось, вода заливала расположенный в багажнике блок управления центральным замком и электроника начинала «дурить» — самым простым и действенным способом решения проблемы станет покупка новой детали примерно за $250 (иногда можно найти и подержанную). Нередко через несколько наших зим закисают «дворники» (чтобы этого не произошло, надо каждый год смазывать оси рычагов передних и заднего стеклоочистителей). Порой в холода после мойки машины дверные стекла примерзают к резиновым уплотнителям и не открываются. Если водитель будет проявлять настойчивость, могут сломаться пластиковые направляющие электростеклоподъемника или моторчики.
От мала до велика
Audi A3 оснащалась различными моторами, в том числе и довольно мощными. Самая-самая «трешка» — модель S3. Этот автомобиль внешне не сильно отличается от стандартных А3, но под его капотом стоит двигатель объемом 1,8 л с турбонаддувом, который сначала выдавал 209 л.с., а к концу производства и все 225 л.с.! Audi S3 оснащалась исключительно полноприводной трансмиссией и 6-ступенчатой механической коробкой передач. Опытному водителю такой «снаряд» способен подарить незабываемое удовольствие от вождения. Однако покупать Audi S3 для повседневной жизни, наверное, не нужно. Кстати, помимо существенно более высокой стоимости самих машин придется значительно тратиться и на их содержание в процессе эксплуатации. Кроме того, ресурс столь высокофорсированного двигателя объемом 1,8 л не слишком большой — иногда владельцы вынуждены уже после 150 тыс. км делать «капиталку», что стоит несколько тысяч долларов. А любителям быстрых автомобилей можно сказать, что и стандартные Audi A3 имеют парочку весьма интересных модификаций. Например, в гамме А3 первого поколения есть еще два двигателя объемом 1,8 л с турбонаддувом, которые выдавали 150 л.с. или 180 л.с. Поверьте, для небольшого автомобиля гольф-класса этого более чем достаточно. Имеется и атмосферный 1,8-литровый мотор мощностью 125 л.с., ну а самым скромным в бензиновой гамме силовых агрегатов был 1,6-литровый моторчик (101 л.с., а позже 102 л.с.). Пожалуй, только последний движок можно пожурить за недостаточную мощность, хотя, если не иметь спортивных амбиций, 101 «лошади» вполне хватает. Имеются и дизельные Audi A3, правда, не пользующиеся спросом в России. Дизель имеет объем только 1,9 л, однако его мощность колеблется: 90 л.с., 100 л.с., 110 л.с. или 130 л.с.
Надо сказать, что современные немецкие дизели всем хороши — экономичны, работают не слишком громко, довольно мощные. Однако они просто ненавидят плохую солярку. Ведь если вам продадут откровенно дерьмовое топливо, это может закончиться тем, что очень быстро сломается дорогущий ТНВД (порядка $1500—2000). Кроме того, российская солярка (даже продающаяся на более-менее приличных заправках) не продлевает жизнь форсункам, которые стоят примерно по $100 за штуку.
А нужна ли турбина?
Среди бензиновых двигателей самым простым и ремонтопригодным считается мотор объемом 1,6 л, причем не удивляйтесь, что он 8-клапанный. Этот силовой агрегат устанавливался на очень многие модели, выпускаемые концерном «Volkswagen», включая распространенные у нас VW Golf и Skoda Octavia. Поэтому в случае поломки с его ремонтом не должно возникнуть каких-то проблем, да к тому же в продаже можно найти немало качественных неоригинальных запчастей для него (а для любителей сэкономить есть «разборки»). По словам мастеров, мотор объемом 1,6 л у спокойного и внимательного водителя способен служить очень долго. Для этого нужно вовремя менять масло, не загонять постоянно стрелку тахометра в красную зону и менять ремень ГРМ строго каждые 60 тыс. км (это стоит $150—200). При обрыве последнего можно очень крепко «попасть» на деньги. Замечено, что 1,6-литровый агрегат зимой иногда не сразу заводится. Если «сердце» машины в холодное время начинает биться где-то с третьей попытки, ничего страшного нет — это особенности данного двигателя (после 1999 года появился новый блок управления, машина стала лучше вести себя в морозы).
1,8-литровые двигатели с пятью клапанами на цилиндр также очень надежны, однако в случае чего их ремонт стоит дороже 1,6-литровых. Но это не должно останавливать покупателя при обнаружении приличной A3 с мотором 1,8 л, ведь эти силовые агрегаты ломаются редко. Однако если речь идет о 150- или 180-сильном двигателе, нужно помнить, что они имеют турбину. Несмотря на приличный ресурс, часто примерно к 150—200 тыс. км турбина ломается. Если ее можно отремонтировать, то придется снимать со своего счета $500—700, в противном случае затраты окажутся гораздо существеннее — около $1500—2000. Поэтому турбину надо внимательно проверять, для чего лучше отвезти автомобиль к специалисту по таким моторам (ему при оценке состояния турбины поможет не только личный опыт, но и бортовой компьютер, показывающий давление во впускном коллекторе).
Экономь на запчастях
Все коробки передач, устанавливаемые на Audi A3, очень надежны (в первые годы производства «трешка» комплектовалась 5-ступенчатой «механикой» и 4-ступенчатым «автоматом», позже появились 6-скоростные МКП и 5-ступенчатые АКП). По словам мастеров, только изредка в «ручных» КП наблюдаются проблемы с включением первой скорости, однако чаще всего неполадка исчезает сама собой после замены масла. Кстати, согласно инструкции его вообще не нужно менять в течение всей «жизни» автомобиля, однако российские специалисты для профилактики рекомендуют выполнять эту операцию через 100—150 тыс. км (а если речь идет об «автомате», лучше менять масло каждые 60 тыс. км).
Сказать что-то конкретное о ресурсе сцепления довольно сложно — у некоторых водителей оно выдерживает до 200 тыс. км, хотя иные шумахеры (особенно когда под капотом стоит мощный мотор) способны угробить его и за 30—50 тыс. км. Стоимость замены сцепления составляет примерно $150—200 (при использовании неоригинальных деталей) или $400—500 (на фирменных СТО). Меняя сцепление, особенно на машинах с двигателем мощностью 150—180 л.с., нужно обязательно проверить состояние маховика. Со временем от сильных нагрузок он покрывается небольшими трещинками.
И если это так, маховик требует срочной замены.
Некоторые Audi A3 оснащены фирменной полноприводной трансмиссией quattro. Надо сказать, что полный привод от «Audi» считается одним из самых лучших и надежных в мире, хотя отметим, что у А3 он не постоянный, как на других полноприводниках Audi, а подключаемый — за это отвечает многодисковая муфта Haldex. Поэтому на сухом асфальте Audi A3 quattro все равно остается переднеприводной. Обслуживание полноприводной трансмиссии заключается в том, что раз в год (или через 30 тыс. км) в муфте Haldex надо менять масло, а на каждой второй его замене еще и фильтр (эта операция стоит не слишком дорого). Еще нужно отметить, что Audi A3 quattro имеют оригинальную заднюю независимую подвеску, ремонт которой обходится гораздо дороже обычной (важно помнить об этом при покупке полноприводной «трешки» с «убитой» задней подвеской).
По словам мастеров, ходовая переднеприводных Audi A3 довольно надежна, да и ее обслуживание не слишком дорогое, ведь в конструкции модели нет ничего архисложного. Задняя подвеска почти не требует к себе внимания, да и передняя обладает очень неплохим ресурсом. Конечно, рулевые наконечники (реже тяги), стабилизаторы, подшипники верхних опор стоек или шаровые опоры примерно после 80—120 тыс. км пробега нужно менять, но это стоит приемлемых денег.
ЭКСКУРС
Компания «Audi» долго не решалась начать выпуск небольшого хэтчбека, однако в конце 90-х годов руководство немецкого концерна «Volkswagen», куда входит «Audi», решило выставить в сегменте «С» по европейской классификации свой самый престижный автомобиль. Предполагалось, что его станут покупать обеспеченные люди, желающие иметь роскошную, но в то же время компактную городскую машину.
Дебют Audi A3 состоялся в 1996 году. Автомобиль был построен на той же колесной базе, что и появившиеся позднее VW Golf IV и Skoda Octavia. Три года «трешка» выпускалась только в 3-дверном кузове, а вот 5-дверная модификация увидела свет лишь в 1999 году. Тогда же впервые показали и самую мощную версию Audi A3, получившую название S3. Этот автомобиль оснащался фирменной системой полного привода quattro и турбированным двигателем объемом 1,8 л мощностью 210 л.с. (с 2001 года — 225 «лошадей»).
В конце 1999 года Audi A3 подверглась небольшой модернизации (автомобиль получил иные бамперы, фары, решетку радиатора и пр.), а в 2003 году была показана совершенно новая Audi A3.
Последняя «трешка» по традиции сначала выпускалась только в виде 3-дверного хэтчбека, однако уже в конце 2003 года состоялся дебют 5-дверной версии, получившей немного иной дизайн и приставку Sportback к названию. Ныне выпускаемые Audi A3 оснащаются широкой гаммой бензиновых двигателей: 1,6 л (102 л.с.), 1,6 л (115 л.с.), 2,0 л (150 л.с.), 2,0 л с турбонаддувом (200 л.с.) и 3,2 л V6 (250 л.с.). Дизельных моторов всего два: 1,9 л (105 л.с.) и 2,0 л (140 л.с.).
Сегодня Audi A3 — одна из самых престижных машин гольф-класса, поэтому и цены вторичного рынка на нее немалые. Но, как уверяют владельцы «трешек», машина того стоит. Audi A3 отличаются от более дешевых одноклассников высоким качеством сборки, мощными двигателями, а многие модификации — даже наличием полноприводной трансмиссии. При этом стоимость обслуживания подержанных Audi A3 примерно такая же, как «народного» VW Golf IV.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Андрей ЛЕМИГОВ, генеральный директор экспертной фирмы ДЭКС:
— Audi A3 стала проклятием нашей службы подбора подержанных автомобилей. Если для того, чтобы найти приличную машину большинства известных марок, приходится просматривать и проверять от 3 до 7 экземпляров, то попытки найти бэушную Audi A3 в хорошем состоянии чаще всего заканчиваются неудачей. Причем это ни в коей мере не свидетельствует о недостатках самой машины. Скорее наоборот. Audi A3 — отличный автомобиль, но и цена его соответствующая. В то же время многие потенциальные покупатели таких авто предполагают, что приличную «трешку» Audi можно найти за $9000—11000. Однако в конечном итоге окажется, что автомобиль привезен из Литвы, где его восстановили после очень серьезной аварии. Таким образом, для поиска А3 в хорошем состоянии нужно просмотреть более 10 автомобилей, не опускаясь в цене ниже $14000—15000.
Дмитрий ЕРОХИН, генеральный директор кредитной компании «Кредитмэн», к.э.н.:
— Автомобили Audi A3 первых лет выпуска можно приобрести в кредит по двум программам: без первоначального взноса и с 10%-ным первоначальным взносом. По первой покупатель оплачивает только страховку КАСКО и ОСАГО, а полную стоимость автомобиля вносит равными платежами вместе с процентами в течение срока кредита. Соответственно, Audi A3 1998 года выпуска стоимостью $12000 можно купить за $490 в месяц со сроком погашения 3 года. Страховка КАСКО на эту машину будет стоить $1875.
При оплате 10% первоначального взноса ежемесячный платеж при трехлетнем кредите составит $443, если же включить страховку КАСКО в кредит, выплата вырастет до $512.
Для Audi A3 последних лет выпуска ежемесячные расходы на кредит будут выше с ростом стоимости автомобиля. Так, для Audi A3 2002 года за $20000 ежемесячные выплаты по программе без первоначального взноса составят $816 на 3 года, а страховка КАСКО — $2400.
При наличии у покупателя средств на оплату больше 30% стоимости авто можно выбрать кредитную программу с меньшими расходами на обслуживание кредита. При оплате $4000 за Audi A3 2002 года в качестве первоначального взноса и $2400 за страховку КАСКО можно рассчитывать на ежемесячную выплату в $524.
Читатели «МКмобиля» могут получить бесплатную консультацию на сайтах www.deksclub.ru и www.creditman.ru.