Надо сказать, что о необходимости строительства в западной части Петербурга скоростной автодороги начали говорить еще в 80-х годах прошлого века. Однако уже тогда стало ясно, что возведение подобной магистрали потребует огромных финансовых вложений. У будущего «Западного скоростного диаметра» (ЗСД) несколько основных функций. Он должен стать не просто трассой, по которой можно будет быстро и безо всяких «пробок» проехать из одного конца города в другой. Главная задача ЗСД — разгрузить задыхающийся центр Питера от грузовиков, следующих по набережным в район Большого морского порта. Ведь через этот порт проходит гигантское число самых разнообразных грузов, которые затем развозятся по всей стране.
Именно поэтому в первую очередь решено строить 8,4-километровую южную часть скоростного диаметра, которая соединит питерскую кольцевую автодорогу и порт. Этот участок трассы пройдет как по земле, так и над ней по специально построенным эстакадам, а возводить его будут исключительно за счет федерального бюджета.
Самый же протяженный — северный участок длиной в 26 км. Но его строительство будет и самым простым, ведь на севере ЗСД пройдет по ровной и малозаселенной земле. А вот с центральным участком придется повозиться. Пока инженеры склоняются к мнению, что большой кусок центральной части ЗСД должен оказаться… под водой. Дело в том, что сейчас расположенный в самом центре Петербурга Васильевский остров, через который и должен пройти ЗСД, имеет очень плотную застройку. И возвести там большую автомагистраль практически нереально. Поэтому скорее всего выкопают большой тоннель в 100—250 м от берега, по которому и поедут машины. В общем, нет ничего удивительного, что стоимость строительства центральной части ЗСД составит около $1 млрд. — почти половину от всех необходимых на магистраль средств!
Кстати, о главной проблеме — о деньгах. Согласно подписанному правительством распоряжению общая стоимость «Западного скоростного диаметра» составит 57,4 млрд. руб., или около $2 млрд. Сумма огромная, однако федеральный бюджет планирует вложить в этот проект лишь 38% (и то основная часть этих денег будет истрачена на южный участок ЗСД). 12% возьмут из бюджета самого Санкт-Петербурга, а остальные 50% должны дать инвесторы. Собственно говоря, от бизнеса и зависит, будет ли реализован проект скоростной автострады полностью или все ограничится лишь одним участком.
Администрация города так и пышет оптимизмом. По словам чиновников, сейчас ведутся активные переговоры с бизнесменами из Испании, Италии, Франции. А в последнее время заговорили о том, что большие деньги в российские дороги (в частности, в ЗСД) готовы вложить японцы. Однако пока никакой конкретики нет — она появится в лучшем случае весной 2006 года.
Когда же окупится магистраль? Предполагается, что с одной легковушки будут брать по 30 руб., с грузовиков — 80 руб. Однако многие эксперты считают, что при такой стоимости проезда проект не окупит себя. Ведь если ежедневно по ЗСД будет проезжать по 120 000 автомобилей (расчетная пропускная способность магистрали), каждый из которых оставит в кассе по $1, то общая сумма годовых сборов составит «всего» $43 млн. 800 тыс. То есть вложенный $1 млрд придется «отбивать» почти 23 года!