С нечистоплотными сотрудниками ГИБДД, милиции, страховых компаний сталкивается каждый автовладелец. Вот только далеко не всякий знает, что можно противопоставить их произволу. Где искать правду и как отстоять свои права, 25 января в чате «МК» в прямом эфире нашим читателям рассказывал почетный адвокат РФ, вице-президент общественной организации «Движение автомобилистов России» Леонид ОЛЬШАНСКИЙ.
СУДИТЬСЯ СЕБЕ ДОРОЖЕ
После ДТП воспользовался услугами независимого экспертного бюро, но, несмотря на официальную бумагу, сумма выплаты страховой компании сильно занижена. Причем мне предлагают всего два варианта — либо взять деньги, либо вовсе отказаться от них. Что делать в такой ситуации? Разница в выплате составляет около 100 долларов и примерно в такую же сумму мне обойдется вызов независимого эксперта в суд. Стоит ли игра свеч?
— Я бы посоветовал не соглашаться с суммой, названной страховой компанией, а в судебном порядке попытаться добиться ее увеличения. Страховщики из-за брешей в законе об ОСАГО, как правило, или отказывают в выплатах вообще, или серьезно занижают истинную сумму восстановительного ремонта. Что касается дорогостоящего вызова эксперта, то это, равно как и любые иные судные расходы, оплачивает проигравшая сторона. Но с другой стороны, уж коли разница между оценкой независимого специалиста и страховщиков составляет всего 100 долларов, мне думается, что судиться не стоит — время и нервы вам никто не восстановит.
САМ СЕБЯ НАКАЗАЛ
Под Новый год я торопился встретить на вокзале мать. Но в пути меня остановил сотрудник ГИБДД, потребовавший, чтобы я подул в трубочку контроля трезвости. В итоге прибор показал, что я пьян, хотя на самом деле я не брал в рот и грамма. Инспектор предложил мне проехать к наркологу на освидетельствование, но у меня не было времени. В итоге гаишник потребовал заплатить 500 долларов за несоставление протокола. Кое-как сговорились, что деньги я подвезу, когда заберу маму. Но за эту уступку инспектор заставил меня подписать отказ от медосвидетельствования. К сожалению, требуемую сумму я собрать не смог и теперь даже не представляю, что мне делать.
— Вы сами подписали себе приговор, и теперь вас лишат водительского удостоверения как минимум на полтора года за формальный отказ от медицинского освидетельствования. Вы совершили как минимум две ошибки. Во-первых, забыли, что приказ МВД №329 от 01.07.1998 года никто не отменял, а следовательно, гаишники не имели права остановить вас вне стационарного поста для проверки документов. А во-вторых, вы вовсе не обязаны были дуть в трубочку. Это право водителя, но вовсе не установленная законом повинность. Если бы вы отказались от этого «местного освидетельствования», вас скорее всего отпустили бы с миром — возить всех и каждого (особенно когда милиционеру очевидно, что перед ним трезвый человек) к наркологу у гаишников нет ни времени, ни желания. Но самая главная ваша ошибка заключается в том, что вы не обратились в управление собственной безопасности того региона, где вас остановили.
В этом случае вы не только бы сохранили свои «права», но и наказали бы нечистого на руку гаишника.
37-й ГОД ВОЗВРАЩАЕТСЯ
Как доказать инспектору ГИБДД, что он поймал радаром не мой автомобиль, а соседа по потоку? Просто они очень любят останавливать того, кого проще, предъявляя на радарах какие-то космические цифры.
— Вы неправильно ставите вопрос. Надо стоять на том, что на радаре не ваша скорость. А инспектор должен доказать обратное. И в ст.49 Конституции РФ, и в ст.1.5 КоАП РФ закреплен принцип презумпции невиновности, согласно которому именно инспектор обязан аргументированно обвинить гражданина, а гражданин вовсе не обязан оправдываться. К сожалению, сотрудники ГАИ посягают на важнейшее завоевание Конституции. Они предлагают, чтобы к нарушителям паспортных, налоговых, таможенных, экологических, иных правил и норм применялся принцип презумпции невиновности, а на дорогах, напротив, — принцип презумпции виновности и никаких тебе протоколов, адвокатов и прокуроров. Я думаю, что ГАИ хочет вернуть 37-й год на дороги России.
УПРАВА САМОУПРАВНИЧАЕТ
Администрация района «Крылатское» собирается снести все «ракушки» в моем дворе, ничего не предоставляя взамен. Но дело в том, что я инвалид с детства и далеко идти за машиной мне просто тяжело. Оставлять же ее на улице страшно — могут угнать или ограбить. Неужели действия управы «Крылатское» законны? Почему государство не защищает инвалидов и что можно предпринять в такой ситуации?
— Согласно статье 35 Конституции РФ снос любого имущества — и небоскреба, и «ракушки», и собачьей конуры — возможен только по решению суда, а не по постановлению местных властей. Кроме того, на страже интересов собственника стоят статьи 14 Гражданского кодекса РФ (самозащита гражданских прав) и 37 Уголовного кодекса РФ (необходимая оборона). То есть до той поры, пока вас не вызовут на судебное заседание и служитель Фемиды не вынесет свое решение, никаких действий с вашим имуществом сотрудники управы производить не могут. В противном случае вы имеете право не только оказать им физическое сопротивление, но и обратиться за защитой в милицию.
ПИШИТЕ ЖАЛОБЫ
Очень часто приходится сталкиваться с откровенным хамством и безграмотностью сотрудников ГИБДД. Кому можно жаловаться на неправомерные действия инспекторов?
— Жаловаться вы можете сразу в четыре инстанции. Во-первых, вышестоящему руководству нахамившего вам инспектора ГИБДД — то есть командиру батальона ДПС или в управление ГИБДД региона. Во-вторых, в управление собственной безопасности (правда, это возможно лишь в том случае, если в действиях служивого усматриваются признаки уголовного деяния: распускал руки, вымогал взятку, вырвал документы, забрал деньги, совершил должностной подлог, досматривал машину без понятых и т.п.). В-третьих, вы можете обратиться в прокуратуру. А в-четвертых — в суд, требуя отмены конкретного постановления о наложении административного взыскания.
НЕ ГАИ, А ПОЛИЦИЯ НРАВОВ...
Не так давно гаишник попытался оштрафовать моего мужа за то, что я в салоне автомобиля переодевалась, сидя на пассажирском кресле. Он заявил, что подобное поведение неприлично и водитель обязан заплатить за действия своего седока. Неужели у нас до сих пор сохранились эти нормы советских времен?
— Нет, подобных ограничений не существует. Инспектор был не прав, ведь, в конце концов, он сотрудник ГАИ, а не полиции нравов Лос-Анджелеса. И обязан следить за безопасностью на дорогах, но не за нравственностью граждан. Служивого нужно было любой ценой спровоцировать на протокол, и тогда бы были основания для прокурорских проверок и журналистских фельетонов. Сама по себе ситуация весьма забавна.
СКАЖИ СТАЖЕРУ «НЕТ»!
Очень часто можно увидеть, что на постах-пикетах вместе с гаишниками дежурят стажеры — ученики школы милиции или просто молодые ребята, желающие работать в ГИБДД. Для них это своеобразный экзамен на право войти в ряды придорожных оборотней в погонах. Но разве у них есть право останавливать машины, проверять документы, мерить скорость? Ведь все-таки это гражданские лица...
— В новой редакции Правил дорожного движения в пункте 2.1 сказано, что водитель обязан остановиться и предъявить документы сотруднику милиции, но изъяты слова «народному дружиннику или внештатному сотруднику». Следовательно, стажер не имеет права требовать не только предъявить ему документы, но не может даже остановить автомобиль. Чтобы проверить «подлинность» сотрудника ГИБДД, достаточно попросить его показать свое служебное удостоверение. Если вашу просьбу не удовлетворят, смело отказывайтесь даже общаться с таким «блюстителем дорожного порядка».
ТОЛЬКО НА ЗАПЧАСТИ
Купил машину на авторынке в Латвии, а при попытке поставить ее на учет в Москве выяснилось, что номера кузова и двигателя перебиты. В розыске авто не значится, но гаишники все равно отказали мне в регистрационных действиях. Найти предыдущего владельца нереально. Что теперь можно сделать?
— Во-первых, вы можете долго и нудно судиться, чтобы вас признали добросовестным приобретателем. А получив такое решение суда, добиваться, чтобы гаишники поставили авто на учет. Вот только этот вариант может заставить вас потратить в судебных коридорах не один год. Во-вторых, можете купить битый автомобиль и совместить его номера и ваши документы (вот только этот способ не совсем легален).
В-третьих, у вас есть возможность продать авто на запчасти и вернуть хотя бы часть вложенной в него суммы.