Правда, в итоге уровень безопасности машин не повысится, зато услуги ПИКов станут дороже.
Пока автомобилисты требовали отменить нововведения в основной дорожный закон, проводили акции протеста против детских сидений, запрета красных «поворотников», государственные мужи подкинули им очередную «свинью».
С 1 марта легально получить талончик техосмотра не смогут не только американские машины, но и десятки тысяч отечественных авто — принят новый ГОСТ, ставящий крест не только на Chrysler и Linсoln, но и на раритетных детищах советского автопрома.
Для тех, кто забыл, напомним, что на стареньких ГАЗах, УАЗах, ЗиЛах, выпускаемых вплоть до середины семидесятых, заводами устанавливались красные «поворотники», попавшие в связи с изменениями в ПДД под полный запрет. Но, как известно, глава кабинета министров Михаил Фрадков разрешил населению еще год пользоваться незаконной оптикой (пока, правда, только на словах). Однако вступающие в силу с 1 марта изменения в ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортное средство. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» не учитывают милость премьер-министра и, по сути, в категорической форме запрещают выдавать талоны ГТО автомобилям, не соответствующим требованиям обновленного стандарта.
Самое удивительное, что новый ГОСТ, свалившийся совершенно неожиданно на головы автомобилистов, был принят еще в конце лета прошлого года. Гаишники и законотворцы подписали этот документ, особо оговорив, что в силу он вступит лишь с первым днем весны 2006 года. Только вот широкой общественности о своем решении они сообщить не удосужились, видимо, опасаясь, что волна народного возмущения может загубить документ на корню.
К счастью, растиражированные многими СМИ слухи, что согласно новому ГОСТу все авто в обязательном порядке должны дооснащаться дополнительным стоп-сигналом или что задний номер можно подсвечивать лишь одной лампочкой, но ни в коем случае не двумя, оказались далеки от истины. Нет, такие пункты в измененном стандарте присутствуют, но, как нам пояснили в Департаменте ОБДД МВД России, данный ГОСТ изменен не столько для рядовых автомобилистов, сколько для заводов-изготовителей. Иными словами, с конвейеров отныне должны сходить автомобили, соответствующие новым требованиям стандарта. Машины, выпущенные до введения поправок, не превращаются в запрещенные — при техосмотре к ним будут применяться требования старого ГОСТа, где про дополнительные «стопы» не сказано ни слова.
Гаишники уверяют, что у автомобилистов нет причин для переживаний. Изменения внесены лишь с одной целью — убрать ненужные пункты и нестыковки. Скажем, из обновленной версии ГОСТа убрали такую позицию, как проверка при техосмотре частоты включения щеток стеклоочистителя. Но зато слегка расширили главу, посвященную шинам. С 1 марта сэкономить на резине уже не удастся. Раньше многие водители ставили шипованные покрышки лишь на заднюю или переднюю ось, теперь же можно ставить либо четыре «ощетинившихся» баллона, либо вообще ни одного. Причем если дополнительные «стопы», фонари подсветки и режим работы дворников гаишники могут проверить лишь на ПИКах, то соответствие резины новым нормам будет включено в список неисправностей, при которых эксплуатация авто запрещена. А поскольку наличие или отсутствие шипов легко проверить и без использования специальной техники, то не за горами и штрафные санкции за несоблюдение этого требования ГОСТа.
Поможет ли новый «стандарт» техосмотра улучшить безопасность колесящих по российским дорогам авто? Пока понятно лишь то, что быстрее всех на изменения в требованиях для выдачи талончика отреагировали сами гаишники. Если раньше купить «лобовичок» стоило в среднем 100 долларов, то сейчас цены конвертировали в другую валюту — стартовая стоимость уже 100 евро, и совершенно очевидно, что это не предел.
Кроме того, как нам стало известно, на внесенных изменениях в ГОСТ Госавтоинспекция не успокоится. В планах стражей дорожного порядка сделать стандарты по техосмотру более простыми и понятными для автомобилистов, но не факт, что менее фатальными для семейного бюджета.