Горьковскому автозаводу везло долгие годы. Везло на лояльность покупателей, доброту властей и на непритязательность всех нас, вместе взятых.
Cмена не очень удачных моделей на совсем неудачные проходила спокойно и без огорчений, и у завода всегда находился какой-то выход. Даже выпустив 24-ю «Волгу», состарившуюся еще на уровне чертежей и за год до своего рождения уже нуждавшуюся в глубокой модернизации и серьезном рестайлинге, горьковчане утешили власти новой «Чайкой». Сняв беспомощный ГАЗ-53 и заменив его на такой же странный ГАЗ-3307, в котором новым было только название, кабина и оперение, завод пообещал стране дизельный мотор, до которого дело так и не дошло, зато все опять сошло с рук.
Дотянув до перестройки и вовремя запустив производство «Газелей», завод продержался в долгосрочной агонии до наших дней, попутно затевая проекты своего спасения. Самым пустым была попытка уговорить чиновников пересесть на «Волги» в качестве компенсации за хорошие зарплаты и привилегированное положение. Чуть более осмысленным был проект с австрийским «Styer», который согласился продать горьковчанам свой дизельный двигатель. Сверхсложный, неремонтопригодный в условиях нашей страны, зато проданный вместе с технологией производства и всей документацией, он так и остался мимолетным эпизодом в истории предприятия. Еще была новая «Волга» ГАЗ-3111, традиционно устаревшая до официального рождения и похоронившая кредит «Европейского банка реконструкции и развития», а также суперпроект с FIAT, тоже почему-то умерший. Из более-менее «умных» был трехкратный внедорожный всплеск энтузиазма под индексом 3106. При этом первый блин по имени «Атаман» вышел комом и встал поперек горла сразу; второй прототип («Атаман-2») 3106-го горьковчане с перепугу заказали американской фирме «Venture» всего за миллион долларов. Третий заход (2004 год) на тему был дешевле и интересней, но его неосмотрительно умертвили в обмен на индийскую «Махиндру». И в общем-то все. С бессмысленной «Волгой» двигаться в светлое завтра не получится. «Газели» прибыльны, но ужасны.
Но неудачники не унывали. Причем настолько, что на днях купили у американцев целый завод. Настоящий, полноценный завод, на котором сами американцы выпускают по-настоящему приличный автомобиль, но под двумя разными марками. Один из них — Dodge Stratus, другой — Chrysler Sebring. И вот горьковчане ждут, когда завод закроют и отдадут нам. Тогда его разберут, погрузят на пароход и доставят в Нижний Новгород, где соберут заново и даже запустят. И будут выпускать не чужие «доджи» и «крайслеры», а родные «Волги», поскольку наши заодно договорились, что название у машин будет русским.
Шаг логичный и даже перспективный. Если бы не пара тревожных обстоятельств. Дело в том, что наши не пошли по пути создания совместного предприятия с компанией «DaimlerChrysler», а предпочли купить готовое оборудование и лицензию на выпуск двух моделей. Такая схема дает им большие возможности для маневра и позволит, например, заменять отдельные, наиболее сложные и дорогостоящие комплектующие на те, что попроще и подешевле. То есть наши не стали попутно покупать лицензии и тем более заводы по производству автоматических коробок передач, электронных блоков управления, АБС и прочих полезных вещей. Они купили только то, что делали американцы на отдельно взятом заводе.
Поэтому есть большая вероятность, что снаружи это будут весьма красивые машины, какими сегодня являются Stratus и Sebring. А вот внутри — все та же «Волга». И вполне возможно, что уже сейчас на ГАЗе идет сражение технологов со всеми прочими производственниками, и если они окажутся традиционно сильны и смогут навязать свои порочные требования, тогда, например, Sebring получит заднюю рессорную подвеску и 406-й мотор, а Stratus — шкворневую переднюю подвеску, четырехступенчатую ручную коробку передач и барабанные тормоза...