Не так давно мэр Москвы Юрий Лужков в весьма резких выражениях раскритиковал столичную ГИБДД за бездействие в «пробочной» проблеме. Следующим аспектом его «ревизии» стала чуть ли не катастрофическая ситуация с каретами «скорой». Хотя уж в этом вопросе гаишников упрекнуть не в чем.
В буквальном смысле продирающаяся через глухие заторы, сверкающая всеми фарами-маяками и завывающая сиреной карета «скорой помощи» на наших дорогах, увы, не редкость. Согласно ПДД, увидев синее сияние в зеркале заднего вида, водитель обязан освободить дорогу, перестроившись на другую полосу или просто прижавшись вправо. Вот только следуют этому требованию Правил у нас единицы.
Причем если в глухой «пробке» такое поведение отчасти оправданно (перестроиться удается далеко не сразу, ведь коллеги по потоку своего вежливого и исполнительного собрата предпочитают не пропускать), то чуть ли не специально задерживать карету «скорой» на пустом шоссе — это уже хамство, граничащее с уголовщиной, ведь платить за подобное отношение к чужой беде зачастую приходится здоровьем, а то и жизнью. Впрочем, моральная сторона вопроса нарушителей, как правило, волнует мало, и самое действенное в этой ситуации средство — прямой или косвенный удар по кошельку.
Вот именно этим принципом и руководствуется столичная ГИБДД, уже месяц призывая водителей к дисциплине. Подставные «скорые» (они не едут на вызов и не везут больного) в паре с патрулем колесят по всем районам столицы, собирая весьма приличный, но невеселый «улов». И откровенно провокационный рейд (не едущей по вызову «неотложке» никто не обязан уступать дорогу, да и спецсигналами пользоваться она не имеет права) уже принес весьма обильный «урожай». Если вне спецопераций за непредоставление преимущества «скорой» или пожарной машине задерживается человек 50—100 в день, то во время мероприятия эти цифры вырастают практически в десять раз (день на день, конечно, не приходится, но примерно 1000 нарушителей за сутки уж точно получат свои протоколы).
Причем речь идет не о пятидесятирублевом штрафе. За отказ пропустить медиков или огнеборцев водитель обязательно попадет в суд. Наказание, предусмотренное Кодексом, весьма сурово: 300—500 рублей в казну или лишение «прав» на срок до трех месяцев (но судьи чаще всего выбирают «высшую» меру). Кстати, это спецмероприятие будет продолжаться еще
несколько недель, так что число отлученных от руля будет расти в геометрической прогрессии. Причем нельзя сказать, что гаишники «терзают» московский автомобильный люд ради выполнения плана и «левых» заработков. На обеспечение возможности медиков и пожарных быстро реагировать на внештатные ситуации город тратит кругленькие суммы (вспомнить хотя бы навигационную систему для карет «скорой»), а нежелание водителей соблюдать ПДД делает эти расходы бесполезными.
Кстати, это не единственный рейд, который сейчас проводится в городе. С 1 по 11 августа на стационарных постах-пикетах гаишники с удвоенной энергией борются с любителями глухой тонировки и покупных «лобовичков». Специальным прибором проверяют светопропускающую способность стекол и при ее несоответствии ГОСТам выписывают протокол. Вот только это мероприятие больше бьет по самим сотрудникам ГИБДД, чем по водителям. Шофер получает лишь квитанцию на 50 рублей, а вот в отношении госинспектора, который выдал любителю «темноты» талон ГТО, начинается служебная проверка, результат которой зависит лишь от изворотливости отдельного индивида.