2764

Пожарный расчет

Среднестатистический автомобилист крайне редковспоминает, что где-то в недрах его машины «живет» огнетушитель: пожалуй, лишь при прохождении техосмотра либо когда яркая штуковина мешается в процессе загрузки багажника. А зря.
Поделиться

Среднестатистический автомобилист крайне редковспоминает, что где-то в недрах его машины «живет» огнетушитель: пожалуй, лишь при прохождении техосмотра либо когда яркая штуковина мешается в процессе загрузки багажника. А зря.


Можно только порадоваться за тех водителей, кому не пришлось применять штатный огнетушитель по прямому назначению. Но никто не гарантирует, что будущее не готовит вашей машине испытание огнем. Поэтому к подбору автомобильного огнетушителя стоит подойти со всей серьезностью.

Первый тип огнетушителей, который приходит на ум, — это аэрозольные устройства. С виду они больше всего напоминают баллончики с пеной для бритья. Принцип их работы тот же: нажатие на кнопку распылителя извергает из устройства струю гасящей пламя пены. В аэрозольных огнетушителях в качестве огнетушащего средства применяют парообразующие галоидированные углеводороды (бромистый этил, хладон, смесь хладонов или смесь бромистого этила с хладонами и др.). Однако их возможности крайне невелики. С баллончиком противопожарного спрея чувствуешь себя уверенно только перед огненной стихией, разбушевавшейся в пепельнице на кухонном столе. С чем-то более серьезным справиться наверняка не удастся.

Причина столь невысокой эффективности — крайне недостаточный объем рабочего вещества. У подавляющего числа таких баллонов он колеблется вокруг половины литра. И в качестве «ответа» гаишнику при проведении техосмотра не сгодится — огнетушитель по новым правилам должен быть как минимум двухлитровым.

Гораздо более эффективны порошковые огнетушители. Это самый популярный тип. Их применяют для ликвидации загорания и пожаров всех классов. Порошковые устройства заряжены огнетушащим порошком и закачаны инертным газом (воздух, азот или углекислый газ) до давления 16 атм. Механизм их работы прост. При нажатии на пусковую кнопку давление газа начинает выбрасывать огнетушащий порошок через сопло. Последний облепляет горящую поверхность и тем самым «душит» огонь, лишая его доступа кислорода.

Как правило, порошковые огнетушители автомобильного «калибра» в состоянии справиться с вполне серьезным возгоранием как в моторном отсеке, так и в салоне.

Но и без недостатков, как водится, не обошлось. Например, после использования порошкового огнетушителя не всегда удается удалить покрывающий пепелище огнеборческий порошок. Кстати говоря, в процессе тушения моторного отсека комбинация машинного масла, порошка и высокой температуры иногда создает почти непреодолимые проблемы при последующей реанимации двигателя.Кроме того, работоспособность порошковых огнетушителей крайне зависима от срока годности устройства. Порошок имеет тенденцию слеживаться в монолитную массу. «Высокие атмосферы» газа, призванного выталкивать огнетушащее вещество, склонны со временем утекать, извиняюсь за тавтологию, в атмосферу.

Еще один тип автомобильного огнетушителя — углекислотный. По сути, это баллон, наполненный СО2. Емкость оснащена вентилем того или иного типа и раструбом для направления струи углекислоты на огонь. Она сбивает пламя и охлаждает горящее вещество до меньшей, чем порог горения, температуры. После применения «углекислотника» не остается никаких следов, кроме самого «кострища». Есть у этих аппаратов и минусы. Если огонь сохранился где-то в скрытых от прямолинейного удара струи полостях, то как только огнетушитель прекращает работу, возникает опасность повторного возгорания. При работе с этими аппаратами нельзя прикасаться оголенными частями тела к раструбу огнетушителя: температура при выходе углекислоты из раструба составляет около -150 градусов по Цельсию. Можно получить изотермический ожог. Работоспособность «углекислотника» также зависит от срока его годности — со временем газ улетучивается.

Существует еще один класс инструментов для борьбы с подкапотным огнем. Это автоматические системы пожаротушения. Они эффективнее ручных. Другое их достоинство — в полной автономности и возможности использования в любых агрессивных средах. Все хорошо в автоматических системах пожаротушения, кроме двух моментов. Первый — цена. В ценовом состязании (что главное для большинства автовладельцев) между автомобильной системой пожаротушения и тем же аэрозольным огнетушителем последний, безусловно, выиграет. Сравните: 200 рублей за «пшикалку» или 2000—3000 за автоматику. Ответ ясен — выбирают что подешевле. С другой стороны, мало кто из автовладельцев решается дополнительно загромождать моторный отсек или багажник противопожарной «бомбой». И кое-кто из автовладельцев потом об этом своем выборе горько жалеет.


КСТАТИ

При покупке автомобильного огнетушителя, если во главу угла ставится его эффективность, стоит придерживаться нескольких общих правил. Во-первых, чем аппарат крупнее, тем он при прочих равных условиях эффективнее. Выбирая из двух похожих устройств, отдайте предпочтение производящему более «массивно-кондовое» впечатление. Обязательно поинтересуйтесь у продавца сроком годности устройства. Вообще говоря, практика показывает, что среднестатистический автомобильный огнетушитель в состоянии выполнять свои функции в течение 1,5—2 лет с момента изготовления. Надеяться на него после истечения этого срока особо не стоит. В процессе осмотра собственными руками проверьте, насколько свободно вытаскивается предохранительная чека. Имейте в виду: в момент возгорания времени искать молоток или пассатижи для активации огнетушителя не будет.


НАША СПРАВКА

Перевозка огнетушителя в машине имеет несколько нюансов. Прежде всего не стоит допускать даже потенциальной возможности контакта его пластикового корпуса с твердыми и острыми частями поклажи. Пластмасса порошкового аппарата во время обычной езды по неровной дороге не выдержит, скажем, настырных тычков ручки домкрата. Если огнетушитель совершенно свободно перекатывается у вас под водительским креслом, есть риск в один далеко не прекрасный момент обнаружить, что предохранительная чека погнута и привести аппарат в боевое состояние голыми руками невозможно.