Крупнейший отечественный автозавод наконец-то разродился. Помимо долгожданного хэтчбека Kalina до конца этого года в серию должны пойти еще две модели, доселе позиционировавшиеся лишь как перспективные. В общем, «цветочки» в «ягодки» таки превратились, осталось понять, каковы они на вкус. Ведь именно вкусовые ощущения в конечном счете и формируют общее мнение как об автомобиле, так и о его производителе.
Собственно, речь далее пойдет о четырех машинах — двух версиях Kalina и вариациях на тему Lada 112, и, забегая вперед, стоит отметить, что вопреки ожиданиям впечатление они оставили далеко не однозначное. И это в общем-то неожиданно, особенно если учесть прежний опыт внедрения волжанами собственных «революционных» решений.
Довольно интересным, например, показался новый 1,6-литровый двигатель, который встанет под капот Priora. 16-клапанная 100-сильная «четверка» не шедевр, конечно, но уже близка к зарубежным аналогам. И это не пустые слова, мотор заметно превосходит своего предшественника и по динамике, и по эластичности. Скорее всего то же можно будет сказать и о потреблении топлива. Правда, если тольяттинцы при окончательной доработке своего флагмана опять обойдутся полумерами и агрегатируют новый мотор с позаимствованной у «десятки» механической коробкой передач, как это было на тестовом варианте, за державу снова станет обидно.
Но дабы не отвлекать читателя рассуждениями о вечном, перейдем к Lada 112 Coupe. Теперь это не выставочная модель, в роли которой «трехдверка» проходила не год и даже не два, а вполне реальный автомобиль, пусть и мелкосерийный. Продаваться он будет в двух исполнениях — «норма» и «люкс». В первом варианте он оснащен 1,6-литровым 16-клапанным двигателем мощностью 120 л.с., а во втором — 1,8-литровым мотором, развивающим 130 «лошадей».
С последним пару лет назад мы уже познакомились, так что обратимся к новому варианту. Если учесть характеристики мотора, ориентация этого автомобиля вполне очевидна. Кроме того, здесь доработаны подвеска, тормоза, установлены гидроусилитель и «короткая» рулевая рейка. И надо сказать, усилия инженеров даром не прошли — 5-дверной версии Coupe уступает разве что в плавности хода, однако информативнее управляется и лучше цепляется за покрытие. Неплох и мотор, однако штатная КП опять же — не лучший выбор. Сильно растянутая третья передача хороша для спокойного передвижения по городу, но для «горячего» хэтчбека это скорее минус. Огорчает и длинноходная «кулиса», от которой к тому же хотелось бы более четкой работы.
Механизм переключения передач можно было бы взять, скажем, с той же Kalina GTI — другой «заряженной» новинки тольяттинцев, где он работает не в пример лучше. Настройки КП здесь тоже не идеальны, но трансмиссия, да и сам автомобиль в целом оставляют более приятные впечатления, хотя технически хэтчбеки очень близки — одинаковые моторы, практически схожие схемы подвесок и узлов управления (рулевой механизм второго, правда, оборудован электроусилителем), похожие динамические показатели... Но вот в чем Kalina действительно выигрывает, так это в эргономике и предоставленном водителю свободном пространстве. Так что при прочих равных GTI определенно обладает большим потенциалом, чем его невольный визави. Остается надеяться, что в ранге демонстрационной модели он просуществует не столь же долго.
То же пожелание хотелось бы высказать и в адрес «гражданского» хэтчбека, оснащенного новым 90-сильным 1,4-литровым двигателем, который, на мой взгляд, можно считать лучшим на сегодняшний день силовым агрегатом из когда-либо разработанных тольяттинцами. Среди его неоспоримых достоинств — вполне приличная для такого объема динамика и впечатляющая стабильность на высоких оборотах, что с волжскими «движками» доселе случалось очень нечасто. Стоит добавить сюда более низкий расход топлива и потенциальную готовность к выполнению экологических норм стандарта «Евро-4». Кстати, разговор об инновациях, кои будут внедрены в конструкцию автомобилей семейства Kalina в ближайшее или не очень ближайшее время, можно продолжить. Так, например, завод объявил о доработке передней подвески, конические пружины в которой будут заменены на бочкообразные, эти работы уже начаты. А вот появления безредукторного рулевого механизма придется ждать еще около полугода. В принципе, по заверениям руководства компании, завод технически готов и к производству машин с подушками безопасности, но маркетинговая служба раз за разом откладывает их внедрение, мотивируя это неготовностью потребителя платить за эту опцию.
В общем, работы по улучшению тольяттинских автомобилей идут, и это радует. Но лишь с одной стороны. Если посмотреть с другой — становится обидно за всех нас, ведь сим фактом производитель косвенно подтверждает, что автомобиль, больше года назад выпущенный в свободную продажу, в очередной раз оказался «сырым», и «доделывать» его пришлось покупателям. Впрочем, будем надеяться, что наметившийся прогресс не затухнет и дурная традиция будет сломана. Тогда и нам станет полегче, да и самые популярные в нашей стране машины избавятся-таки от обидного сравнения с неотъемлемой частью банно-прачечного интерьера.