Российские автовладельцы относятся к подержанным Range Rover с опаской. Часто это связано со всякого рода «страшилками», рассказываемыми об этой модели. Однако, по словам механиков, в общем и целом содержание Range Rover обходится ненамного дороже других престижных внедорожников.
Не надо забывать, что Range Rover — неординарный автомобиль. А потому и запасные части к нему не могут стоить дешево, да к тому же обслуживать машину нужно исключительно на специализированных сервисах. Последнее очень важно, ведь особенностей у «Рэйнджа» хватает. Пример? Пожалуйста — при замене свечей зажигания легко повредить резьбу в 5-м и 7-м цилиндрах (очень неудобный доступ, и порой неопытные мастера закручивают свечи не по резьбе). Кроме того, помните, что если на сервисе нет специального диагностического компьютера, предназначенного для автомобилей марки «Land Rover», владельцу Range там делать нечего — без этого устройства в машине можно поменять, наверное, только тормозные колодки.
При наличии финансовых возможностей лучше покупать автомобиль, сделанный после 1998 года, — эти авто избавлены от целого ряда «заболеваний». Правда, в основном они касались не главных элементов автомобиля вроде двигателя или коробки передач (хотя и тут не без греха), а гигантского числа «наворотов». Автомобиль, например, одним из первых получил пневматическую подвеску. Благодаря ей водитель Range Rover мог самостоятельно менять зазор между колесами и кузовом (клиренс при этом оставался тем же), что бывает полезно при движении по бездорожью. Ну и конечно, пневматическая подвеска обеспечивала потрясающий комфорт, за что этот автомобиль и любят. Но, приобретая 5—7-летний Range Rover (не говоря уже про более старые машины), нужно знать, что система обеспечения непревзойденной плавности хода может сломаться (при этом автомобиль практически садится «на брюхо», хотя движение продолжать все же может). Так, раз в 80 000—100 000 км приходится менять лопнувшие пневматические баллоны (на каждом колесе — $200), компрессор подвески ($500—600) и пр. А иногда пневматика отказывается работать из-за датчиков положения колес, которые при вывешивании колеса могут просто-напросто сломаться ($100—200 штука).
Но не только пневматика доставляет неприятности. Еще нужно на каждом ТО смотреть на уплотнительные кольца радиатора отопителя. Они периодически текут. Если их вовремя не поменять, антифриз протекает в салон со стороны пассажира. И довольно быстро жидкость может достичь компьютерного блока. Кстати, часто из-за влаги повреждается и проводка. В Range Rover она очень разветвленная, и найти, где закис контакт или перетерся какой-нибудь проводок, чрезвычайно сложно.
Range Rover второго поколения оснащали тремя двигателями. Бензиновыми агрегатами V8 объемом 4,0 л (иногда указывают 3,9 л) мощностью 190 л.с. или 180 л.с. и 4,6 л, выдававшим уже 226 л.с. Был еще дизель производства BMW объемом 2,5 л мощностью 136 л.с. Стоит особо отметить, что на Range Rover ставили не хорошо зарекомендовавший себя 5-цилиндровый дизель от Discovery, а другой силовой агрегат — 6-цилиндровый. Хотя и он тоже показал себя вполне достойно. Range Rover, работающих на солярке, не так уж и много. Но это и к лучшему, потому что покупать эти автомобили стоит с особой осторожностью — к настоящему моменту износ дизеля может оказаться критичным, а его капитальный ремонт стоит ну просто очень дорого. Плюс к этому может выйти из строя дорогой ТНВД, что тоже не добавляет очков данному мотору (турбина здесь на удивление крепкая). Ну и не надо забывать про мощность. Для большого, тяжелого и, что очень важно, престижного Range Rover 136 «лошадок» — несерьезно. Хотя, повторим еще раз, — дизель довольно неплохой (к тому же при желании можно сделать чип-тюнинг и поднять мощность).
Чаще всего в России можно встретить Range Rover в комплектации HSE. Такие автомобили отличаются не только очень богатым оснащением, но и двигателем объемом 4,6 л. Вот его 226 л.с. и 376 Нм (с 2000 года — 400 Нм) уже в самый раз для роскошного внедорожника прошлого века. Хотя владельцу придется смириться с высоким расходом топлива (в городе на каждые 100 км пути — по 20—23 л). Если мотор «поедает» больше, нужно первым делом проверить кислородные датчики, свечи зажигания и воздушный фильтр. На наших дорогах он быстро забивается грязью. Машины с 4-литровым мотором тоже не редкость, причем некоторые механики советуют брать именно их.
Стоит отметить, что силовые агрегаты, устанавливаемые на второе поколение Range Rover, достаточно надежные. Но у Land Rover свое понятие о надежности.
И именно поэтому нередки случаи, когда двигателям из-за перегрева требовался ремонт блока уже после 100 000 км. Способны подкачать и всевозможные элементы, обеспечивающие работоспособность двигателя, например, бензонасос или прогорающие через 5—6 лет задняя и средняя части глушителя (они стоят весьма прилично — каждый элемент по $200—300). В общем, двигатель надо проверять, проверять и еще раз проверять.
Практически все «вторые» Range Rover оборудованы автоматической коробкой передач. Хотя иногда встречается и «механика», которую не ставили только на версию HSE с 4,6-литровым мотором. В этой связи заметим, что «механика» доставляет больше проблем, чем «автомат». Так, на машинах в возрасте 5—7 лет могут сломаться синхронизаторы ($700). А еще на 120 000—140 000 км может «умереть» сцепление. Готовьте $400—500.
Водители Range Rover, как правило, не высказывают претензий к проходимости автомобиля, ведь Rover имеет пониженную передачу. Кроме того, на нем стоит электронная система «трекш-контроля», подтормаживающая буксующие колеса. Увы, но в середине 90-х годов эта технология еще находилась в начальной стадии развития и имела много проблем. Поэтому желающие ездить на Range Rover по серьезной грязи могут установить на сервисе блокировку заднего и даже переднего межколесного дифференциала (в общей сложности это стоит около $3700).
Система полного привода тоже может огорчить владельца Range Rover — именно поэтому ее надо проверять так же тщательно, как и двигатель. Если при включении пониженной передачи автомобиль как-то странно дергается, а сама «раздатка» рычит, то очень много шансов, что скоро придется ее ремонтировать. Обычно ломается вискомуфта, вмонтированная в раздаточную коробку, мотор включения «раздатки» или растягивается цепь.
Эксплуатируя Range Rover, нужно помнить о том, что этот автомобиль требует не только замены масла в двигателе и фильтров (каждые 10 000 км), но и регулярного обновления смазки в системе полного привода. Причем менять ее необходимо не только в «раздатке», но и в мостах (строго каждые 40 000 км). С той же регулярностью необходимо менять масло в «автомате» и фильтры в системе пневматической подвески (2 штуки).
Про «болячки» пневматики уже говорилось. А вот привычные элементы ходовой части оказались довольно надежными. Чаще всего владельцы Range Rover меняют рулевые тяги. Причем на некоторых сервисах предлагают с левой стороны поставить лишь один наконечник. Но делать этого не стоит. Там их два, один из которых можно поменять отдельно. Но опыт показывает, что если «умер» первый, то на подходе и второй. Тем более что сейчас можно купить хорошие неоригинальные тяги за $130—160 (замена одного наконечника стоит $60 с работой). Плюс к этому периодически приходится менять тяги стабилизатора поперечной устойчивости ($30—40 за штуку).
ЭКСКУРС
Премьера первого внедорожника компании «Rover» состоялась в 1948 году. Интересно, что английские внедорожники собирали с применением алюминия. Но это делалось не в угоду моде и не для снижения веса автомобиля или повышения его коррозионной стойкости. Просто в конце 40-х годов в Англии оказалось много алюминия, который предназначался для постройки самолетов.
Ну а в конце 60-х годов инженеры «Land Rover» (к тому времени производство внедорожников вывели в отдельную структуру) решили создать комфортабельный автомобиль. И в 1970 году состоялась официальная презентация модели, получившей оригинальное название Range Rover. Первые «Рэйнджи» имели двухдверный кузов, постоянный полный привод и бензиновый двигатель V8 объемом 3,5 л мощностью 128 л.с. Для своего времени Range Rover стал очень прогрессивной машиной — не зря ведь его даже выставляли в Лувре как образец современного автомобильного дизайна.
В 1979 году Range Rover пережил первую модернизацию. В 1981 году он выиграл ралли «Париж—Дакар», а в 1983 году появилась его 5-дверная модификация (кстати, первые «пятидверки» разработаны еще в 1972 году, но тогда в производство они не пошли). В 1985 году 3,5-литровый двигатель получил систему впрыска, в результате чего мощность выросла до 168 л.с.
А вот машины, сделанные после 1989 года, имеют агрегат объемом 3,9 л (182 л.с.), компанию которому чуть позже составил 4,2-литровый движок (202 л.с.). В 1992 году Range Rover начали оснащать по заказу фирменной пневматической подвеской.
Ну а в 1994 году англичане представили долгожданное второе поколение Range Rover. Причем выпуск первого не прекратили — старые машины делали под именем Range Rover Classic аж до 1996 года.
«Второй» Range Rover стал еще более комфортабельным (пневматическая подвеска стояла уже в базовой комплектации). Range Rover II оснащали моторами объемом 4,0 и 4,6 л (185 л.с. или 190 л.с. и 226 л.с. соответственно), а также экономным 2,5-литровым дизелем производства BMW (136 л.с.). В 1999 году произошла небольшая модернизация автомобиля.
Третье поколение Range Rover увидело свет в 2002 году (в 2006 году Range Rover пережил рестайлинг). Сейчас под капот Range Rover устанавливаются бензиновые двигатели объемом 4,4 л (306 л.с.) и 4,2 л с компрессором (396 л.с.), а также 2,9-литровый дизель BMW (177 л.с.). Кроме того, в этом году Range Rover должен получить современный дизельный двигатель V8 объемом 3,6 л мощностью 272 л.с. и крутящим моментом в 640 Нм. По уверениям представителей «Ford» (с 2000 года владеет маркой «Land Rover»), сегодня это самый лучший дизель подобного объема. Ведь он по своим характеристикам лишь немного проигрывает 5-литровому V10 от «Volkswagen» (313 л.с. и 750 Нм) и намного опережает дизели конкурентов (например, мотор «Mercedes» объемом 4,0 л, устанавливаемый на G-класс, выдает всего 250 л.с. и 560 Нм).
Английские внедорожники — неоднозначные автомобили. С одной стороны, Range Rover обеспечивает потрясающий, удивительный, непревзойденный комфорт. С другой — машина требует, чтобы владелец ее любил, прощал недостатки и не жалел денег на содержание.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Андрей ЛЕМИГОВ, генеральный директор экспертной фирмы ДЭКС:
— В Англии — родине Range Rover — часто шутят, что, покупая этого «аристократа», лучше брать сразу два, чтобы было на чем ездить, пока один стоит в ремонте. И это несмотря на всеобщую любовь англичан к своим маркам машин. Автомобиль действительно противоречивый. С одной стороны, он предоставляет владельцу редкий комфорт вкупе с отличными внедорожными качествами, с другой — имеет достаточно ограниченную надежность и ремонтопригодность. Все это усугубляется очень высокими ценами на запасные части. В сумме получается коктейль, делающий автомобиль приемлемым для ограниченного круга очень обеспеченных людей. И это несмотря на то, что на рынке подержанных автомобилей стоимость Range Rover довольно низкая.
Дмитрий ЕРОХИН, генеральный директор «Центра автомобильных кредитов», к.э.н.:
— Покупка Range Rover II в кредит — хороший пример для всестороннего изучения расходной части этого мероприятия. В большинстве своем мы ориентируемся на ежемесячный платеж по кредиту, забывая о других расходах. Бюджет на покупку Range Rover II складывается из ежемесячного платежа по кредиту и ежегодной страховки, плюс расходы по содержанию автомобиля — в первую очередь на бензин, а это не менее $200 в месяц в Москве, не считая планового и внепланового ремонтов автомобиля.
При выборе кредитной программы нужно исходить не из максимального размера кредита, который может выдать банк, а из своих возможностей на его обслуживание. Рассмотрим возможности покупателя с доходом в $1500 в месяц. Так, прожиточный минимум для взрослого человека в Москве составляет не менее $500 в месяц, расходы на бензин для Range Rover II 4.6 потребуют $200 в месяц и еще $80—100 — расходы из годового ремонтного фонда. На обслуживание кредита остается $700. Если покупать Range Rover II 4.6 1998 года выпуска за $18 000, то существует два варианта: либо брать кредит без страховки КАСКО, но здесь сумма кредита ограничена $10 000, либо с КАСКО, но тогда сокращается сумма на обслуживание кредита, так как каждый месяц придется откладывать $270 на оплату страховки КАСКО за второй год кредита. Оставшихся $430 будет достаточно только для кредита в размере $11 500, а собственных средств должно быть не менее $9740 для оплаты первоначального взноса и страховки КАСКО. Соответственно при наличии у покупателя такой суммы целесообразно уже рассматривать кредит без страховки КАСКО, а это — $8260, ежемесячная выплата — $303 при сроке кредита 3 года.
Таким образом, для покупателей Range Rover II с доходом около $1500 в месяц можно сделать следующий вывод: если в наличии нет минимум $8000—9000, лучше этот автомобиль в кредит не покупать, если же такие средства есть, можно оформлять кредит, но без страховки КАСКО.
Читатели «МКмобиля» могут получить бесплатную консультацию на сайтах www.deksclub.ru и www.centerautocredit.ru