1273

Кому ремня?

Менее пятисот человек гибнет на дорогах Швеции в результате ДТП. Но и эта цифра вызывает в обществе шок. И похоже, очень скоро здесь вообще перестанут умирать в авариях. Cпасение жизни каждого шведа в отдельности — государственная задача. Особенно если швед вздумает погибнуть за рулем автомобиля. «Не бывать этому!» — решило шведское правительство и создало национальный проект, работу над которым поручило сразу всей стране, а заодно и «Центру безопасности «Volvo».
Поделиться

Менее пятисот человек гибнет на дорогах Швеции в результате ДТП. Но и эта цифра вызывает в обществе шок. И похоже, очень скоро здесь вообще перестанут умирать в авариях.


Cпасение жизни каждого шведа в отдельности — государственная задача. Особенно если швед вздумает погибнуть за рулем автомобиля. «Не бывать этому!» — решило шведское правительство и создало национальный проект, работу над которым поручило сразу всей стране, а заодно и «Центру безопасности «Volvo». Как именно инженеры фирмы собираются обуздать смертность на дорогах страны, было подробно объяснено на конференции, прошедшей в Гетеборге.

Во-первых, пора перестать либеральничать с теми, кто не пристегивается. Если швед (причем не только водитель, но и любой из пассажиров) не захочет уберечься от неминуемой гибели, то штрафовать его хоть и прибыльно, но бесполезно. Поэтому инженеры «Volvo» предлагают добавить в серийное оснащение своих автомобилей незатейливое устройство, которое просто не позволит запустить двигатель, если в машине есть хоть один непристегнутый. Не хочешь ремня — машина не тронется с места.

И хоть ты трижды полицейский и тебе надо срочно догнать преступника, сначала обезопась генофонд нации от потерь, а потом уж гоняйся, стреляй и лови кого хочешь. А вот если ты разумный швед и ничто шведское тебе не чуждо, в том числе и безопасность на дорогах, пристегнись — и автомобиль домчит тебя до заветной цели.

Во-вторых, всякая машина страны должна иметь свой алкотестер. Сел в машину, пристегнулся, дыхнул в индикатор, полюбовался на зеленый светодиод, подтверждающий право на поездку, — заводи мотор и езжай. Но если перед этим выпил корвалол, валокордин или, что еще хуже, пиво с водкой — как ни сверли взглядом красную лампочку на панели приборов, как ни пристегивайся, мотор не заведется. Иди пешком до ближайшей автобусной остановки, читай расписание на столбе и жди рассвета, поскольку следующий автобус — через пять часов.

А в-третьих, инженеры предлагают ограничители скорости, но не в виде полицейского под кустом и не в виде знака на обочине, а в виде обычного ключа, который вставляется в замок зажигания. Но в микрочип этого ключа будет зашит скоростной передел, например в 60 км/ч. И если водитель регулярно попадается на превышении скорости, то помочь ему избавиться от несвойственного шведам и опасного для окружающих лихачества можно будет принудительно. В том числе и по решению суда. Приговорят такого темпераментного обывателя к пожизненному соблюдению скоростного режима, и полиция выдаст ему чипованный ключ, который убережет его от излишней лихости и придаст вальяжного законопослушания.

Кроме полиции подобные ключи смогут себе заказать все желающие, в том числе избыточно нервные родители, ребенок которых соберется на папиной машине на дискотеку. «Папа, дай машину». — «Возьми, сынок, но только вот с тем красным ключиком». И сынок берет папину Lamborghini и тихо едет потанцевать вальс на балу в приюте для начинающих монахинь. О том, что сынок останется трезвым и будет пристегнут, родители тоже могут не волноваться.

Взявшись всерьез за спасение шведской нации и получив государственное финансирование, в «Центре безопасности «Volvo» решили себе ни в чем не отказывать и кроме этих трех рацпредложений пошли еще дальше: начали крушить технику в особо крупных масштабах. В этом центре кончают жизнь противоестественной смертью сотни автомобилей в год, а общее количество краш-тестов переваливает за четыре сотни. Но поскольку главная задача вовсе не в том, чтобы ежедневно наслаждаться зрелищем разваленного на куски новенького автомобиля, вместе с отработкой новых технологий и ударами о препятствия параллельно отрабатываются как раз те системы пассивной и активной безопасности, которые спасут людей. Но шведы знают, что люди — это слишком абстрактно, и если уж спасать население, то четко разделив его на группы по возрасту, весу и росту. И поэтому в последний путь каждая машина на полигоне отправляется со специальными манекенами в салоне, среди которых не только куклы, изображающие крепких телом богатых мужчин, но и их беременные (на последнем месяце) женщины, а также хрупкие во всех отношениях малолетние дети.

Внимательные родители помнят, что у годовалого ребенка головка очень занятно качается из стороны в сторону, будто она крайне тяжелая. Так она на самом деле тяжелая и составляет треть его веса. И чтобы понять, насколько тяжко таскать ее на плечах, в центре безопасности каждому посетителю предлагают попробовать на себе специальный шлем, на 10 кг утяжеляющий голову взрослого. А теперь представьте ДТП, когда в машине одному из пассажиров всего год. Без специального кресла вероятность того, что голова оторвется, порушив шейные позвонки, очень высока.

Поэтому в последний путь, то есть в краш-тест, в этом центре безопасности ездят детские манекены в специальных креслах, которые попутно тоже проходят очень даже натуральные испытания.

Уже установлено, что для детей до трех лет самое безопасное — это кресло с пятиточечными ремнями, установленное против хода движения на переднем или заднем сиденье. Дети в них выживают в 90% ДТП. Но все же шведам, по-настоящему заботящимся о детях, возить их рядом с собой — на переднем сиденье — не рекомендуется. Ведь при ударе в правую переднюю дверь шансов выжить у хрупкого ребенка будет не очень много, даже несмотря на все достижения человечества. По-настоящему безопасное место в автомобиле лишь одно: ровно посредине заднего сиденья.

Кроме безопасности малышей в этом центре отрабатывают и спасение более старших детей — от трех лет и до тех пор, пока ребенок не вырастет до 140 см. Для них кресло должно иметь две обязательные технические особенности: боковую защиту головы в виде больших выступов и крепление нижнего сектора ремня безопасности с выносом вперед, с таким расчетом, чтобы сам ремень ложился на ноги ребенка, а не на его живот.

В центре есть несколько способов разубедить самого упрямого в том, что если уж вам не повезло сесть в машину, то опасным для вас становится сразу все. И чтобы спастись, надо будет постараться и для начала обязательно пристегнуться ремнем. С тех пор как на машинах стали серийно устанавливать подушки и занавески, многие, даже в Швеции, расслабились и ошибочно предположили, что ремень отныне играет вспомогательную роль. А на самом деле именно он по-прежнему главный инструмент спасения. Что произойдет с непристегнутым седоком? У шведов из центра безопасности есть потрясающе наглядный стенд. Это обычный стул с табличкой «15 км/ч». На него полагается встать и, убрав за спину руки, шлепнуться лицом на пол. Плашмя. Сила удара вашей неверующей головой о землю будет соответствовать ДТП на скорости в 15 км/ч. А рядом стоят еще несколько стульев, один на другом. Под потолком табличка — «30 км/ч». Упасть оттуда тем более желания не возникает. А ведь мы такие скорости опасными не считаем. Есть еще один замечательный стенд — необычные весы. Встав на них, вы для начала увидите свой вес, что само по себе еще не так страшно. Но встроенный в весы компьютер рассчитает массу вашего тела при лобовом ударе на различных скоростях. Например, при стандартном весе 70 кг в столкновении на скорости 55 км/ч ваше тело будет весить 3 тонны 150 кг. Противостоять такой массе может только ремень. И если вы не пристегнетесь, подушку безопасности ваши 70 кг, увеличенные до трех с лишним тонн, либо пробьют насквозь, либо сломаются о нее, поскольку сама подушка только из-за своего названия воспринимается мягкой и дружелюбной, но и она не отменит законов физики и, будучи определенным телом, окажется крепче шейных позвонков.

По статистике, аварии случаются в основном на умеренных и средних скоростях. На высоких — много реже. По степени опасности удары распределяются так: боковой, фронтальный, сзади. И во всех случаях ремень помогает спасти жизнь. Кстати, специалисты, озабоченные спасением шведской нации, с грустью констатируют, что женщины в ДТП получают более серьезные травмы, чем мужчины. Это происходит не потому, что каждая шведка — обязательно женщина с веслом, а только лишь из-за женской физиологии. Так что им все меры пассивной и активной безопасности особенно нужны.

В центре кроме вполне ожидаемых исследований ведутся и более увлекательные разработки. Например, в лаборатории запахов. В ней работают четверо мужчин и четыре женщины. Они определяют, не раздражает ли запах водителя, не вызывает ли аллергии, тем более что в Европе очень много аллергиков и еще больше адвокатов, которые с упоением засудят любую фирму, из-за которой их клиент прослезится или обсопливится за рулем. Кстати, беременных из этой лаборатории увольняют. Они не так чувствуют запахи. Работа лаборатории уже привела к конкретным результатам. В новые Volvo внесено 60 изменений, и теперь на заводе автомобили клеят совсем иными — гипоаллергенными — составами и применяют отделочные материалы из экологически чистых продуктов с минимальным применением синтетики. Что в совокупности повышает безопасность, ведь когда под носом ничем не воняет, едется лучше и надежней!

Увы, все исследования постоянно подтверждают старую истину: человек сам себе враг. И поэтому чем больше функций в его руках, тем хуже. Поэтому в центре безопасности инженеры потихоньку работают над тем, чтобы в определенных ситуациях не давать водителю принимать важные решения. Вот, например, система предотвращения столкновений. На автомобиле установлены радар, видеокамера и встроенная система GPS, с максимальной точностью определяющая положение автомобиля. Компьютер постоянно отслеживает обстановку, и если машина выезжает на полосу встречного движения, компьютер распознает опасность и руль автоматически поворачивается, возвращая автомобиль обратно.

В Швеции это обязательно спасет чьи-то жизни, а в России приведет либо к увольнению водителя, либо к окончанию продаж автомобилей марки «Volvo». Ведь если чиновнику с «мигалками» и «крякалками» нельзя будет прохватить по «встречке», зачем ему Volvo? Он пойдет и купит Mercedes.

Еще одна новинка — система предотвращения столкновения. На автомобиле тот же радар и камера, отличающие подвижные предметы от неподвижных. Если водитель в течение двух секунд не реагирует на приближение бетонной стены или заснувшего в левом ряду грузовика, в тормозной системе поднимается давление и через 0,7 секунды машина начинает тормозить, но не резко, а с таким расчетом, чтобы столкновение произошло на скорости от 5 до 15 км/ч. Это и людей спасет, и вялого водителя жизни научит, ведь возмещение ущерба пойдет из его кармана. При этом на скорости 15 км/ч автомобиль получает незначительные повреждения внешних деталей, а сидящие внутри, если они, конечно, пристегнутся, не получают повреждений вообще. В целом все усилия правительства, инженеров, внедрение в производство новейших разработок и законодательная нетерпимость уже дали результат. В 2005 году в Швеции в результате ДТП погибли 450 человек. Но и эта цифра вызывает ужас в обществе, и поэтому правительство собирается потратить все возможные деньги, лишь бы за пять лет уменьшить смертность при ДТП вдвое, то есть добиться цифры в 225 мертвых шведов в год.

...В России в прошлом году погибли 34 000 человек.