Весь октябрь телевидение и пресса смаковали арест двух наркополицейских и двух сотрудников ГИБДД Юго-Западного округа, которые, по версии прокуратуры, подбросили «дурь» водителю и пассажиру остановленной BMW X5, а затем якобы попытались стрясти с них откупные в размере 5000 долларов за улаживание конфликта. Комментируя случившееся, одни заговорили об открытии нового сезона «охоты на ведьм» и «оборотней в погонах», другие принялись за прокурорских работников, а третьи и того остроумнее придумали — столкнули лбами милицейских начальников со столичными прокурорами. Дескать, дружбы между этими ведомствами никогда не было, а данное дело — лишь способ выяснения отношений.
Но если снять всю взбитую вокруг скандала пену, уйти от набивших оскомину штампов типа «оборотни в погонах» и «прокурорский беспредел», то в сухом остатке вырисовывается вполне прозаическая картина. Вкратце напомним, из-за чего разгорелся весь сыр-бор. В ночь на 30 сентября 2006 года лейтенанты ДПС ГИБДД ЮЗАО Ильин и Захаров за грубое нарушение Правил остановили «икс пятый» под управлением Дмитрия Козлова. На пассажирском сиденье «бумера» находился некто Денис Колтунов. (Как позже выяснится, оба индивида входили в состав организованной преступной группировки, занимавшейся автомобильными подставами и сбытом наркотиков. Однако этот факт в деле решающей роли не играет, ведь братки, видимо, вполне легально пребывают на свободе, а значит, являются полноправными гражданами нашей страны.)
Через приоткрытое окошко гаишники учуяли странный сладковатый запах (так обычно пахнет, когда курят каннабис), из чего сделали вывод, что водитель, возможно, рулит под кайфом. Инспектора попросили выйти парней из машины, но те заартачились. Чтобы не обострять конфликт, гаишники решили позвать на подмогу сотрудников Госнаркоконтроля.
Через несколько минут подтянулись наркополицейские Чекмасов и Котов.
И здесь дело приняло неожиданный оборот: дабы избежать досмотра машины, водитель BMW запер ее, а ключ… выкинул. Милиционеры нашли ключ через несколько минут, после чего была включена видеокамера, приглашены понятые и сотрудники Госнаркоконтроля приступили к досмотру. Наркотики обнаружили возле водительского сиденья под подстаканником. Кроме того, в авто нашелся арсенал холодного оружия.
После всех необходимых формальностей водителя внедорожника направили освидетельствоваться на предмет наркотического опьянения в наркологичку, где врачи выявили в биологическом материале и водителя Козлова, и пассажира Колтунова следы употребления «дури». Далее, как того требуют милицейские процедуры, задержанных любителей «дуть травку» доставили в отдел Госнаркоконтроля по Юго-Западному округу Москвы. Вскоре туда же приехал знакомец задержанных, который громко и четко (прямо как в театре) произнес, что он привез необходимые для откупа деньги. После этих слов в помещении наркополицейских материализовались сотрудники прокуратуры. Не будем строить домыслы на тему странных совпадений, просто примем как данность появление надзорного органа.
Прокуратура взялась за работу, то есть стала выяснять подробности задержания Козлова и Колтунова. По словам задержанных, менты подкинули им «дурь», после чего предложили откупиться от подставы за 5000 долларов. Чего греха таить, нечистые на руку милиционеры и впрямь таким способом зарабатывают себе и «левые» деньги, и «палки», поэтому прокуратура ЮЗАО взяла за основу эту версию.
Сутки спустя Ильин, Захаров, Чекмасов и Котов превратились в обвиняемых — им инкриминировали превышение должностных полномочий и вымогательство. А затем гаишники и наркополицейские оказались заперты в следственном изоляторе. Повторимся: прокуратура выполняла свою работу, и если милиционеров взяли под стражу, наверное, на то имелись веские причины. Вместе с тем надзорный орган не предъявил каких-либо доказательств вины гаишников и сотрудников Госнаркоконтроля, что можно расценивать как отсутствие доказательной базы вообще. Но даже если предположить, что у прокуратуры припрятаны в рукавах козыри, непонятно, почему для милиционеров была выбрана столь жесткая мера пресечения, как взятие под стражу? Ведь они в конце концов не беглые каторжники.
Не будем рвать рубаху и доказывать, что милиционеры ни в чем не виновны, как не будем утверждать и обратное. Вопросов во всей этой истории куда больше, нежели ответов, и разбираться во всех «за» и «против» предстоит суду, хотя правозащитники не исключают, что дело развалится гораздо раньше, чем состоится первое заседание.
Но поговорим об обратной стороне проблемы. Общественное мнение чутко реагирует на все скандалы, происходящие в милиции. И чем больше СМИ говорят о коррупции силового ведомства, тем с большим рвением туда пытаются устроиться на службу явные отморозки. Но что там общественное мнение! Страшно другое — сейчас сотрудники ГИБДД откровенно опасаются останавливать и проверять подозрительные автомобили, ведь их совершенно искреннее желание избавить общество от криминальных проявлений (бандитов, наркотиков, оружия) нередко выходит им боком...
P.S. Когда мы работали над этим материалом, двум задержанным милиционерам (Ильину и Чекмасову) изменили меру пресечения, заменив арест на подписку о невыезде. Несколько дней спустя на тех же условиях покинули следственный изолятор двое других милиционеров (Захаров и Котов).