Вокруг темы вступления-невступления России во Всемирную торговую ассоциацию (ВТО) последние годы кипели настоящие страсти. Хорошо это или плохо? Кто получит от этого наибольшую выгоду, а кто, наоборот, потеряет? Вопросов действительно много, особенно у тех, кто плохо представляет себе суть происходящего. Между тем сегодня дело это практически решенное — вступать будем, причем довольно скоро. Главное — с американцами договорились, остались частности — непокорные княжества. В Шри-Ланку подбросим немного металла и углеводородов, Грузию «уговорим» ценами на газ, да и всегда недовольным полякам найдем способ «надавать по рукам». Вопрос в другом. Каким образом новый статус России скажется на внутреннем автомобильном рынке? Не вышло бы беды...
Вступить в ВТО Россия пытается с 1994 года. И в середине ноября российским дипломатам все-таки удалось подписать двусторонний договор с США. Мы пообещали денно и нощно бдить и не допустить ухудшения ситуации с защитой интеллектуальной собственности, а также снизить пошлины на множество импортных товаров в самых разных отраслях экономики (включая автомобили). Как ожидается, наиболее сильное воздействие нормы ВТО окажут на отечественные производственные структуры. Многие эксперты полагают, что основная часть промышленности, за исключением сырьевой, а также значительная часть сельского хозяйства после вступления России в ВТО могут оказаться банкротами. Отечественный производитель авто уже не сможет внутри страны на равных конкурировать с иностранными компаниями. Сегодня в России худо-бедно, но действуют некоторые механизмы, направленные на поддержку отечественных автопроизводителей. Однако обязательная и не подвергающаяся обсуждению норма ВТО гласит, что государство должно отказаться от избирательной поддержки отдельных отраслей или предприятий посредством субсидий, дотаций, льготных цен на энергоносители, налогов и т.д. Похоже, некоторым российским регионам (особенно тем, что на Волге) скоро придется несладко. Нынче такая поддержка государства хотя и невелика, но позволяет производителям держаться. На грани жизни и смерти, но держаться. Смогут ли они выстоять теперь?
Катастрофичность ситуации для местной промышленности в следующем. Правительство пообещало снизить таможенные пошлины на ввоз иномарок (речь, видимо, идет о новых), что станет серьезным ударом для многих производителей. Выжить удастся сильнейшим, да и то лишь тем, кто уже собирает в нашей стране современные иностранные авто, способные конкурировать не только в России, но и за рубежом. Как заявил министр экономики и торговли Герман Греф, условия поставок в Россию автомобилей будут существенно либерализованы. По договоренности с США Россия снизит пошлины на ввоз иностранных автомобилей с 25 до 15% в течение семи лет с момента присоединения к ВТО. Не секрет, что наиболее уязвимым сегодня остается крупнейший в России производитель легковушек — «АвтоВАЗ». Несмотря на отсутствие здесь видимой отрицательной динамики производства и продаж, иномарки год за годом отвоевывают у российского гиганта все большую долю на отечественном рынке. Экспортная деятельность «АвтоВАЗа» тоже пока оставляет желать лучшего.
И рассчитывать на нее как на палочку-выручалочку пока, увы, не приходится.
Словом, картина для отечественного автопрома складывается безрадостная. Но если кому-то будет плохо, значит, другому должно стать хорошо. По идее, потирать руки сегодня могут иностранные концерны, поставляющие в Россию новые иномарки. Уменьшение таможенного бремени еще никому не вредило. Пусть даже реализации обещаний главы МЭРТ и придется подождать несколько лет. А что потребитель? Неужели нам опять из собственного кармана придется финансировать издержки неустроенности собственной экономики и платить по счетам за адаптацию последней к общемировым стандартам? Вы удивитесь, но даже эксперты сегодня пока не видят прямых механизмов очередного отбора денег у населения и негативных явлений для покупателей автомобилей от членства России в ВТО. Теоретически новые иномарки через несколько лет должны несколько подешеветь. Такой возможности не отрицают не только эксперты, но и наши источники в представительствах некоторых крупных концернов. Однако предсказывать скорое и существенное удешевление иномарок инсайдеры остерегаются, поскольку власти РФ уже не раз доказывали находчивость в сфере легального отъема денег у коммерсантов. Да и существующие нынче в России механизмы ценообразования стали настолько структурированными, что сэкономленные на таможне в угоду корпоративному карману несколько тысяч долларов глупо дарить покупателю. Их можно чудесным образом перераспределить в дополнительное оборудование авто, логистику, организацию сервиса и тому подобные затратные сферы.
КСТАТИ
Членство России в ВТО может выйти боком не только для производителей авто традиционных отечественных марок. Оно покончит с практикой заключения договоров о режиме так называемой промсборки, предусматривающих осуществление иностранными операторами сборки автомобилей на территории России с льготным (а по некоторым позициям и нулевым) таможенным налогообложением. Иностранные автопроизводители смогут заключать соглашения по производству автомобилей на территории России в режиме промышленной сборки только до сентября 2007 года (ориентировочная дата ратификации Госдумой окончательного соглашения о вступлении России в ВТО), сообщил журналистам заместитель главы МЭРТ РФ Кирилл Андросов. Он подтвердил, что МЭРТ сегодня ведет переговоры с десятком компаний о заключении подобных соглашений. Иными словами, компании, уже работающие в режиме промсборки, и новички, успевшие вскочить в «последний вагон» до сентября 2007-го, смогут и дальше пользоваться беспрецедентными таможенными льготами при ввозе комплектующих. Но опоздавшим, если таковые останутся, придется работать по международным стандартам.