Несмотря на то что Фернандо Алонсо уже несколько лет выступает в «Формуле-1» и за это время завоевал два чемпионских титула, он по-прежнему во многом остается загадкой.
Кому-то может показаться подозрительным столь стремительный успех испанского вундеркинда. У иных вызывает сомнение, сможет ли он столь же успешно выступить в новой команде, покинув «Renault», вместе с которой из многообещающего новичка вырос в покорителя вершин «Формулы-1». Мол, главные причины побед Алонсо — это удачная машина и слаженная работа команды. А другие (и в их числе сам Флавио Бриаторе), наоборот, считают Фернандо главным автором успехов команды последних лет. Помнится, что машины Renault все это время брали скорее надежностью, нежели самой высокой скоростью в пелетоне. А Фернандо Алонсо как раз и славится своим умением выжимать все, дарованное ему инженерами и судьбой.
С личностной точки зрения одни видят Нандо зазнавшейся суперзвездой, другие — настоящим душкой, поющим перед гонками вместе с механиками и не устающим отмечать славно поработавших на него товарищей, а простого народу сторонится, опасаясь быть растерзанным на тысячи маленьких «алонсят». Хотя бешеную международную популярность, сравнимую со славой Михаэля Шумахера, ему еще предстоит завоевать. И все для того, чтобы светиться в качестве главной формулической звезды, у него есть.
К счастью, сам Алонсо уже твердо стоит на ногах, прошел искушение славой, пережив пик звездности и наказание весьма неровным сезоном 2004 года. И накануне нового чемпионата он довольно трезво оценивает свои шансы и признает, что, вполне возможно, первых успехов в новой команде «McLaren» еще придется подождать. Тем более и говорить пока не о чем: контракт испанца с прежней командой заканчивается только в конце 2006 года, и к работе с «McLaren» он пока не приступил. Фернандо смог навестить базу команды в Уокинге и потренироваться на компьютерном тренажере. А на тесты был ангажирован давний любимец Рона Денниса, досконально знающий особенности работы команды, — двукратный чемпион мира Мика Хаккинен. Более того, «летучий финн» выступит в роли «дядьки-наставника» основных пилотов — Алонсо и Льюиса Хэмильтона. Главной проблемой современного «McLaren» называют уход технического мастермайнда Эдриана Ньюи еще до начала прошедшего сезона, в котором у команды все-таки случались яркие денечки, но она в отличие от «Ferrari» так и не сумела стать полноценным соперником «Renault». Между тем Фернандо Алонсо уже обещал своим новым коллегам поделиться секретами, причем как в плане ноу-хау, так и вполне осязаемо: по слухам, вместе с Алонсо в «McLaren» перебежал и аэродинамический спец из «Renault».
Еще одно «узкое место» в «McLaren» — отсутствие боевого опыта выступлений за эту команду у обоих пилотов и опыта выступлений в «Формуле-1» вообще у напарника Алонсо. Недавно им был объявлен 21-летний Льюис Хэмильтон, чемпион серии GP2. Педро де ла Роса и Гэри Паффет получили должности тест-пилотов конюшни. С одной стороны, шаг довольно рискованный, с другой — «McLaren», имея одного сильнейшего пилота, может позволить себе растить гонщика на перспективу. И платить такому много не надо. Хэмильтон поначалу будет получать в десятки раз меньше своего титулованного напарника.
Стоит отметить, что сотрудничество с таким сильным напарником, как Алонсо, может оказаться как созидательным, так и разрушительным для карьеры нового пилота, поскольку Фернандо считается весьма неудобным партнером. С другой стороны, может, Алонсо и не столь опасен сам по себе, просто именно на фоне впечатляющих выступлений Фернандо, да еще и в столь юном возрасте, все остальные пилоты (а это были в том числе Ярно Трулли, Жак Вильнев и Джанкарло Физикелла) смотрелись его бледной тенью. А вот что точно не вызывает сомнений — так это феноменальное упорство Алонсо, по части которого он может потягаться даже с Михаэлем Шумахером. Чуть ли не с самого рождения — 12 июля 1981 года — Фернандо мечтал о гонках. И в три года (кстати, на год раньше Айртона Сенны) впервые сел за руль детского карта, собранного отцом. В семь лет, выиграв региональный чемпионат, перерос рамки родной Астурии и отправился колесить по всей Испании. В 12 лет Алонсо с ходу выиграл национальный чемпионат, повторив это достижение еще пять раз подряд. В 1996 году ему покорился чемпионат мира по картингу.
В 1999 году, еще не достигнув 18-летия, он начал карьеру в формульных классах и буквально кометой пронесся к вершине — «Формуле-1». Выиграв европейский чемпионат в «Формуле «Nissan», перешел в «Формулу-3000». В 2000 году, выступая за довольно среднюю команду, одержал одну победу и занял четвертое место в серии. К слову сказать, из опередивших его соперников (а это Бруно Жунквейра, Николя Минасян и Марк Уэббер) разве что последний еще имеет какие-то шансы хотя бы частично сравниться с Алонсо по успехам на трассах первой «Формулы».
В 2001 году Фернандо дебютировал в самой слабенькой конюшне «Формулы-1» — «Minardi». Для многих начало карьеры в такой команде автоматически становится и ее концом. Однако не такие планы вынашивал шеф Алонсо — Флавио Бриаторе, взявший перспективного спортсмена под свое крыло. И конечно, сам испанец. В пользу Нандо сыграло и правильное происхождение: он представляет экономически сильную страну, имеющую Гран-при «Формулы-1», и огромную аудиторию, не избалованную своими национальными героями в «королеве автоспорта».
Дебют Алонсо в «Формуле-1» состоялся 4 марта 2001 года в Австралии, в тот момент ему еще не исполнилось двадцати лет. В первой же гонке пилот доехал до финиша, причем далеко не последним. Да и в течение всего того сезона на самой медленной и ненадежной машине чемпионата он периодически огрызался в адрес представителей не столь безнадежных команд-аутсайдеров. Лучшим его результатом стало десятое место на Гран-при Германии.
После боевого крещения в самых неблагоприятных условиях (в сезоне 2002 года) Алонсо «отдыхал» в роли тест-пилота «Renault» — средней, но амбициозной команды с самыми радужными перспективами, где через год его ждало место боевого пилота. А уж свои собственные перспективы испанец обозначил довольно четко, как только у него появилась более-менее пристойная машина. В сезоне-2003 пилоты «Renault» Фернандо Алонсо и более опытный Ярно Трулли временами навязывали борьбу представителям топ-команд. Испанец с ходу начал завоевывать очки, а уже на второй гонке в Малайзии завоевал поул-позишн, став самым молодым пилотом, победившим в квалификации, за всю историю «Формулы-1». Ну а под финиш гонки поставил еще один рекорд — стал самым юным гонщиком, забравшимся на подиум (третье место). Звания самого молодого победителя Гран-при и самого юного чемпиона мира были уже не за горами… Первое из них Алонсо завоевал уже в том же сезоне на Гран-при Венгрии, перекрыв давнее достижение Брюса Макларена.
По завершении сезона-2003 Фернандо вместе со своим тогдашним напарником Ярно Трулли посетил Москву. В сказанные тогда молодым пилотом слова было сложно поверить: он отмерил команде год, чтобы пробиться в большую тройку, и два года — на завоевание титула чемпиона мира. Тем более в это трудно было поверить, когда стартовал сам сезон-2004. В тот год в «Формуле-1» как будто больше никого не было — на трассе безраздельно хозяйничали Михаэль Шумахер и «Ferrari». Как стало ясно позднее, тогда Михаэль Шумахер в последний раз поглумился над своими соперниками, одержав рекордное число побед за сезон — тринадцать — и взяв седьмой титул. Далее над соперниками, включая самого Шумахера, глумился уже его преемник.
В 2004 году BAR и «Renault» вошли в большую тройку топ-команд, выпихнув оттуда «McLaren» и «Williams». А вот сам Алонсо сбавил обороты: испанец не одержал ни одной победы, заняв по итогам года четвертое место.
Тем более удивительным стало начало сезона 2005 года: в первой гонке Австралии выиграл Джанкарло Физикелла, в Бахрейне вторую победу в карьере одержал Фернандо. А дальше основная борьба в чемпионате развернулась между испанцем и Кими Райкконеном. McLaren по скорости превосходил Renault, зато уступал соперникам в надежности и стабильности. В итоге Алонсо стал самым молодым чемпионом в истории «Формулы-1», одержав семь побед и шестнадцать раз финишировав на подиуме…
Еще более грандиозным для испанца оказался сезон 2006 года, прошедший в равной борьбе с конюшней из Маранелло и Михаэлем Шумахером:
— Для меня стать двукратным чемпионом значит больше, чем просто еще одна победа. Это означает, что мое имя войдет в список великих гонщиков, выступавших в «Формуле-1» до меня. «Renault» сделала то, что многие считали невозможным. Вместе мы победили «Ferrari» и Михаэля Шумахера в обоих зачетах...
ДОСЬЕ
Фернандо Алонсо. Родился 29 июля 1981 года. Рост — 1,71м, вес — 68 кг.
Место рождения — Овьедо (Испания). Национальность — испанец.
Чемпион Испании по картингу в 1994, 1996 и 1997 годах, чемпион мира в 1996 году.
Чемпион «Формулы «Nissan» в 1999 году: девять поул-позиций и шесть побед.
Четвертое место в чемпионате «Формула-3000» (команда «Astromega») в 2000 году: одна победа в Спа-Франкоршан.
В 2001 году пришел в «Формулу-1». Чемпион мира в сезонах 2005 и 2006 годов.