Эхо «мигалок»
Масштабная проверка ГАИ Генпрокуратурой — не более чем месть гаишникам за отобранные спецномера и «маяки»?Завершившаяся на днях (но еще не подытоженная) прокурорская проверка придорожной милиции только на первый взгляд однозначно выглядит борьбой с коррупцией в ГИБДД. Но если задуматься, с какого испугу Генпрокуратура со всероссийским размахом вдруг затеяла проверять гаишников?..
По официальной версии, сигналом к наступлению послужили водительские жалобы, коими оказались завалены работники прокуратуры. Но она критики не выдерживает — можно подумать, раньше водилы молчали. Так в чем же дело?
Вы будете удивлены, но за последние годы взяточничество в рядах ГИБДД заметно снизилось. Если в 2005 году, по данным Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), взятка давалась в 78 случаях из 100, то первые месяцы этого года показали, что лишь 57 автомобилистов из 100 расходились с инспектором без протокола. Что касается фактов откровенного вымогательства со стороны гаишников, то такие случаи вообще единичны. И если по-хорошему, то у служивых от ГАИ не те взятки, ради которых на уши поднимается Генпрокуратура. По некоторым данным, средняя сумма откупа от гаишного протокола составляет 400 рублей. Для сравнения: размер отступных от претензий наркополицейских или борцов с экономической преступностью колеблется в диапазоне от 700 до 3000 долларов.
Следовательно, причина прокурорских проверок — уж точно не жалобы населения на коррумпированность придорожных милиционеров. В качестве варианта можно рассмотреть сентябрьский скандал прошлого года, когда сотрудники взвода розыска ГИБДД Юго-Западного округа Москвы остановили джип с братками из таганской ОПГ. В салоне внедорожника инспектора нашли наркотики и, как того требует закон, доставили водителя и пассажира авто в отдел Госнаркоконтроля для дальнейших разбирательств. Вскоре туда же приехал брат одного из задержанных, который во всеуслышание заявил, что привез необходимые для откупа 5000 долларов. После этих слов в помещении из ниоткуда возникли прокурорские работники, обвинившие гаишников и сотрудников Госнаркоконтроля в милицейском беспределе. Служивых взяли под стражу, однако доказать прокуратуре ничего не удалось, милиционеров после полуторамесячной отсидки в КПЗ отпустили на волю. А итогом скандала стали отставки нескольких высокопоставленных работников московской прокуратуры и пошатнувшийся авторитет надзорного органа. Логично предположить, что Генпрокуратура решила взять реванш. Но если вдуматься, то отставка столичных прокуроров — событие локального масштаба, и чтобы свести с обидчиками счеты, Генпрокуратуре достаточно было оттоптаться на ГАИ Первопрестольной.
Поэтому логичнее всего предположить, что сильные мира сего оказались недовольны политикой главного гаишного ведомства страны. К примеру, с подачи ДОБДД были существенно сокращены привилегии на дорогах: отменены «флаговые» и «синие» номера, ушли в прошлое «мигалки», исчезли как класс различные «охранные грамоты», по предъявлении которых в былые времена сотрудники ДПС многое прощали... «На дороге не должно быть никаких исключений», — считают в ДОБДД и проводят свои реформы именно под таким лозунгом. Как раз это и не устраивает особ, наделенных властью. Как нам рассказал источник, приближенный к Генпрокуратуре, благодаря такой политике Госавтоинспекция и нарвалась на неприятности. Снятые «мигалки» и отобранные «крутые» номера стали ударом ниже пояса для тех, кто на протяжении многих лет ездил с понтами (нам, простым смертным, этого понять не дано). Здесь и министры, и депутаты, и члены Совета Федерации, и высокие чины из администрации президента, и (только не смейтесь) работники
прокуратуры, на машинах которых когда-то красовались «синие» номера.
К тому же многим высокопоставленным чиновникам не нравится гаишная идея резкого увеличения штрафных санкций за нарушения ПДД в предвыборный период. Это действительно может выйти боком проправительственным партиям. Дискредитация же руками прокурорских и без того подмоченной репутации ГИБДД даст власти предержащей уникальную возможность на всю страну заявить о себе как о защитнице народных интересов. Мы, мол, понимаем, что дорожный беспредел требует введения более высоких штрафов (даже соответствующий законопроект в первом чтении приняли). Но, с другой стороны, не можем допустить, чтобы столь тяжелая дубина попала в руки нечистоплотной дорожной полиции. А потому повременим с окончательным принятием поправок в КоАП РФ до коренной реформы ГИБДД (а на самом деле — только до окончания предвыборного марафона).
КСТАТИ
Министр внутренних дел Рашид Нургалиев намерен изменить порядок назначения на должности начальников ГИБДД субъектов Федерации. Сейчас стать руководителем УГИБДД можно лишь в том случае, если кандидатура устраивает начальника ГУВД и губернатора субъекта. Зачастую губернаторы и местечковые милицейские чины сажают в кресла «карманных» гаишников, которыми можно манипулировать. Генерал Нургалиев намерен самолично решать, кто заслуживает поста главного гаишника субъекта.
— Нам не нужны руководители ГАИ на «коротком поводке», — говорит Рашид Гумарович. — Главным критерием службы в ГИБДД должен стать профессионализм. Ни протекций, ни личной преданности начальству, ни тем более покупки должностей быть не может...
Реформа дорожного законодательства, затеянная ГИБДД, как, впрочем, и реформирование самой системы ГАИ, пришлась не по вкусу политической элите страны. И уже сейчас ясно, что по итогам проверки руководителям ГИБДД мало не покажется. Например, многим их подчиненным инкриминируют... воровство электроэнергии. Как стало известно редакции, эти и другие подобные претензии проверяющие предъявляли во многих гаишных подразделениях, где служивые использовали собственные холодильники, чайники, телевизоры, обогревательные приборы. К коррупции в службе (кстати сказать, не обеспеченной толком ни перечисленной, ни другой техникой) это имеет десятое отношение, однако как красиво ляжет в отчетный доклад...