1246

Ударим иномарками по бездорожью

Сколько лет мы были в аутсайдерах? Сколько лет озирались на заграницу и видели, как все там с каждой минутой становится лучше и лучше, а у нас как минимум остается по-прежнему? И вот теперь мы поменялись ролями. Они смотрят на нас с завистью и недоумением, а мы, не глядя по сторонам, ненасытно потребляем, пугая рекордами, ростом и процентами.
Поделиться

Сколько лет мы были в аутсайдерах? Сколько лет озирались на заграницу и видели, как все там с каждой минутой становится лучше и лучше, а у нас как минимум остается по-прежнему? И вот теперь мы поменялись ролями. Они смотрят на нас с завистью и недоумением, а мы, не глядя по сторонам, ненасытно потребляем, пугая рекордами, ростом и процентами.

Конечно, такая картина складывается не во всем, а лишь в престижном автомобильном сегменте. Но зато наш рынок растет так завораживающе, как уже давно не снится им. По данным германской Ассоциации автомобильных производителей VDA, количество поставленных на учет новых автомобилей в Европе за последний месяц снизилось на 2%.

А в годовом исчислении этот показатель в Европе составляет и вовсе удручающую цифру в 2,5%. Для нас, привыкших со времен соцсоревнования не стесняться в цифрах, подобный показатель посчитали бы погрешностью и не обратили бы на него вообще никакого внимания. Но в стабильной Европе, где каждая цифра имеет свой вес, значение и, что особенно непостижимо, цену, эти 2,5% звучат с отчетливым оттенком траурного марша.

А в России в это время звучит совсем иная музыка. Продажи растут столь динамично и непонятно быстро, что никому не интересно ждать привычного поквартального или полугодового подведения итогов. И поэтому начиная с 2007 года все, кто увлекается цифрами, подводят итоги продаж новых автомобилей ежемесячно. Самые свежие данные по итогам пяти месяцев представил Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ. С января по май продажи иностранных автомобилей (включая произведенные на нашей и сопредельных территориях) увеличились на 74%, а в отдельно взятом мае — на 68%. В абсолютных значениях это выглядит следующим образом: за пять месяцев в России продано 246 240 автомобилей иностранных марок, а в одном только мае — 56 844 машины.

Пятерка лидеров смотрится неоднозначно, но увлекательно. На первом месте GM. Неоднозначность именно их первого места в том, что компания включает в статистику и достижения СП «GM-АвтоВАЗ», тем самым разбавляя ряды приличных автомобилей новой Niva. В совокупности за пять месяцев этого года GM продал 70 027 автомобилей. Показав при этом такой рост, что всем прочим подразделениям концерна (убытки GM по итогам года составили 8,6 миллиарда долларов) приходится сдерживать слезы зависти: +97%. Хотя если Niva из этого блистательного отчета исключить, то с показателем в 51 448 проданных автомобилей место получится не первое, а третье.

Второе место уже не включает в себя приблудных «родственников» и прочно занято автомобилями марки Ford, реализованными в количестве 68 450 машин с отменным показателем роста +124%. Учитывая, что за первые три месяца 2007 года убытки у себя дома, в Америке, составили для концерна 282 миллиона долларов и уже объявлено о приближающейся продаже принадлежащих концерну британских брендов «Jaguar» и «Land Rover», российские достижения все больше становятся похожи на палочку-выручалочку.

И в этой связи остается лишь посочувствовать фордовцам, которые воспользовались ошибочным прогнозом маркетологов и построили в нашем Всеволожске завод производственной мощностью всего в 60 000 автомобилей в год. Теперь, пожиная плоды недоверия к нашему рынку и непрофессионализма своих аналитиков, фордовцы вынуждены привозить востребованные у нас автомобили с других рынков, попутно увеличивая производственные мощности русского завода, что само по себе сложно и дорого.

Третье место у японской Toyota, успешно продавшей в России за пять месяцев 59 337 автомобилей, блеснув ростом в 84%. Причем, как и в случае с Ford, у Toyota тоже есть потенциал для роста, хотя истоки его совсем иные. Продажи могли быть больше, если бы часть потенциальных покупателей не испугалась проблем с сервисом. Они тянутся неприятным шлейфом, оставляя пятна на репутации фирмы уже несколько лет, сдерживая людей от броска в объятия Toyota.

Четвертое место у Hyundai. Но это единственная фирма в рейтинге, у которой для радости меньше всего оснований. До четвертого места корейцы не доросли, а докатились, теряя свою долю рынка. Хотя со стороны может показаться, что 41 858 проданных за пять месяцев этого года автомобилей — прекрасный результат, рост составил всего 11%. При том, что в прежние годы Hyundai был первым.

Пятое место с показателем в 40 779 штук и приростом в 93% у Nissan. Для этой фирмы Россия тоже оказалась неожиданностью. Было время, когда марка натужно пробивала себе дорогу к нам, все никак не могла приноровиться и не очень верила в успех, как вдруг продажи рванули, цифры подскочили, проценты полетели вверх, и на сегодня лучший в мире дилер Nissan находится не где-нибудь, а именно в России. Причем востребован весь европейский модельный ряд Nissan, а количество серых Infiniti на улицах Москвы вовремя привело руководство к правильной мысли открыть «второй фронт» именно у нас, начав официальные продажи этих машин сначала в России, а уже потом в остальной Европе.

Но, как и полагается, самые веселые цифры (и в плюсе, и в минусе) у новых участников нашего рынка — у китайских фирм. До пятерки сильнейших со своими продажами они пока не дотянулись, но по процентам прироста выглядят блестяще.

В красивых цифрах лидирует фирма Chery. Ее рост продаж достиг 1219%. Заметно скромней, но все равно оглушительно смотрится и Hafei: рост — 480%.

А китайская фирма BYD красуется в крайне коротком, состоящем всего из двух названий списке фирм, испытавших падение. Их достижение на сегодня является абсолютным рекордом — минус 23%. Вторая в этом списке, как ни странно, — компания «Citroёn», испытавшая несвойственное для автомобильного рынка страны увядание. Фирма снизила показатели продаж и по итогам пяти месяцев 2007 года получила падение в минус 2%.

НАША СПРАВКА

Чтобы исправить ситуацию и вернуться на лидирующие позиции, которые «Hyundai» занимала многие годы, компания, по сведениям «МКмобиля», решилась на строительство завода под Санкт-Петербургом мощностью в 100 000 машин в год.

Концерн, по некоторым данным, рассчитывает инвестировать в этот проект $380 млн. При этом представители фирмы от официальных комментариев по этому поводу всячески уклоняются.

КСТАТИ

Имея огромные убытки и стараясь спасти положение, американский Ford начал распродавать так называемые премиум-бренды. Первым стал британский Aston-Martin, проданный в марте 2007 года за 479 млн. фунтов. Сейчас объявлено о готовящейся продаже Jaguar и Land Rover, после чего настанет черед шведской Volvo.