1129

ЭКСПЕРТИЗА

Поделиться

АДВОКАТ
На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает адвокат Алексей РЕУТ.

НИ ШАГУ НАЗАД

Хотел остановиться возле магазина, но проехал поворот на парковку и решил сдать назад. Когда проезжал автобусную остановку, мне под колеса неожиданно прыгнул пешеход, которому я проехался по ногам. Гаишники утверждают, что в данном несчастном случае виновен я, а не пешеход, переходивший дорогу в неположенном месте. Почему инспектора вынесли «вердикт» не в мою пользу?
Роман ГИРИН

— Увы, но порадовать вас нечем, ибо вы действительно виноваты в наезде на «безлошадного» участника движения. Пункт Правил 8.12 четко оговаривает все действия водителей при движении задним ходом. В частности, запрещается движение задним ходом в местах остановок общественного транспорта. Но даже если бы вы сбили пешехода не возле остановки, а в любом другом месте, то и в этом случае виновником происшествия были бы вы. Почему? Движение задним ходом разрешается при условии, что данный маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения, к коим относятся и пешеходы.

Впрочем, и пешеход в описанном вами случае был далеко не образцом поведения на дороге. Так, пункт 4.3 Правил обязывает пеших участников движения пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и наземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части.

А пункт 4.5 ПДД говорит о том, что пешеходы при пересечении дороги должны убедиться в безопасности перехода и при этом не создавать помех для движения транспортных средств.
Учитывая все вышесказанное, можно вести речь об обоюдной вине в данном происшествии. Однако вам важно знать, что компенсировать вред, причиненный здоровью пешехода, вам придется независимо от степени своей вины.

КТО ПОСЛЕДНИЙ, ТОТ И ПЛАТИТ?

На МКАД попал в небольшую «заварушку»: ехал с приличной скоростью, отвлекся на что-то, потом увидел, что на моем пути в левом ряду стоит сломавшаяся машина. Бью по тормозам и каким-то чудом умудряюсь остановиться в каких-то сантиметрах от бампера сломавшейся «Волги». Не прошло и секунды, как раздается жуткий визг тормозов... В «филейную» часть моей машины влетел «жигуленок» «пятой» модели. От удара мой автомобиль отскочил вперед и стукнул «баржу». На месте ДТП гаишники не смогли сказать, кто из нас виноват, и пригласили в группу разбора. На ваш взгляд, кто виноват в аварии и как будет происходить компенсация причиненного ущерба?
Максим ОРЛОВ

— Разбираться в подобных ситуациях довольно сложно, поскольку вы и водитель «пятерки» пытаетесь всю вину спихнуть друг на друга. Сотрудники Госавтоинспекции, прибыв на место происшествия, первым делом выясняют у водителя первого автомобиля, сколько было ударов: один или два. Если один, то есть ВАЗ-2105 ударил вашу машину и вы отлетели в «Волгу», то в этом случае виноват водитель «Жигулей». Если же будет установлено, что ударов было два (сначала вы ударили «баржу», а затем «пятерка» врезалась в вас), то виноваты как вы, так и водитель «Жигулей». При таком раскладе третий водитель будет нести ответственность за повреждение задней части вашего авто, а вы, соответственно, за корму «Волги». Хотя суд может распределить ответственность иначе, ведь при рассмотрении дела будут также учитываться показания свидетелей.

ПОЧЕМ СВЕТОФОР?

На мокрой дороге мою машину закрутило, и на полном ходу я врезался в светофор. Возместит ли моя страховая компания по ОСАГО расходы на установку нового электронного «регулировщика» или мне придется платить самому?
Максим ЯКОВЛЕВ

— Ваш случай подходит под определение дорожно-транспортного происшествия, а значит, страховая компания по договору об обязательном страховании гражданской ответственности должна возместить владельцу светофора причиненные вами убытки. Но каким образом будут разворачиваться события, сказать не берусь. Очевидно, что организация, эксплуатирующая светофор, составит калькуляцию, отремонтирует или в случае необходимости заменит «регулировщика», после чего выставит счет, который, повторюсь, должна оплатить страховая компания. Правда, если расходы на ремонт или замену «трехглазого» превысят сумму страховки, то доплачивать вы будете уже из своего кошелька.

Также хочу предупредить, что сотрудники ГАИ привлекут вас к ответственности за нарушение пункта 10.1 ПДД — неправильно выбранная скорость.

ЮРИСТ
На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает вице-президент «Общества потребителей автотехники России» юрист Антон НЕДЗВЕЦКИЙ.

ДЕНЬГИ ГУЛЯЮТ ПО РУКАМ?

Два года назад я стал жертвой угона. На мое счастье, машина была застрахована, и уже через месяц компания возместила мне ущерб. Несколько недель назад сотрудники уголовного розыска вернули мне похищенный автомобиль. Страховщики, узнав об этом, потребовали вернуть им выплату. Брать разысканный автомобиль они отказываются и угрожают подать в суд. Законны ли требования коммерсантов?
Егор БУРОВ

Чтобы полно ответить на ваш вопрос, мне необходимо ознакомиться с договором страхования. Но скорее всего требования страховщиков незаконны. Согласно Гражданскому кодексу к страховщику после выплаты страхового возмещения переходят права на угнанный автомобиль. Выплаченные же по исполненному договору деньги остаются у страхователя. Так что заявленные страховой компанией требования, вероятно, необоснованны. Рекомендовал бы вам написать письмо страховщикам и аргументировать свой отказ возвращать наличность ссылкой на статью 965 Гражданского кодекса РФ. Уверен, что до суда дело не дойдет и страховая компания все-таки возьмет возвращенный после угона автомобиль.

ПОДЪЕМ С ПЕРЕВОРОТОМ

Пригнал автомобиль в сервис, дабы слесарь поменял свечи зажигания и высоковольтные провода. Оформили заказ-наряд, автомобиль загнали в мастерскую, меня при этом не пустив в рабочую зону. Вдруг раздался страшный грохот. Тут же ко мне выбежал старший мастер и сказал, что с моей машиной случилась беда — она упала с подъемника. На мой резонный вопрос, дескать, как она на нем вообще оказалась, ведь замена свечей и проводов не подразумевает использование «домкрата», сотрудник мастерской лишь пожал плечами. Компенсировать ущерб владелец мастерской отказывается, ссылаясь на то, что виновен в опрокидывании машины слесарь, а не его фирма, и рекомендовал все претензии адресовать этому недотепе. Что бы вы мне посоветовали?
Владимир УШАКОВ

— Ссылки владельца автосервиса на то, что ущерб причинен по вине автослесаря и поэтому требования о возмещении ущерба необходимо адресовать именно к нему, конечно же, неправомерны. В соответствии с действующим законодательством (статья 1068 Гражданского кодекса РФ) юридическое лицо отвечает за вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей. Автосервис обязан обеспечить контроль над действиями своих сотрудников и безопасным проведением работ. В такой ситуации вам как потребителю услуг немедленно должна быть выплачена компенсация.

Сейчас вам необходимо написать претензию на имя директора автосервиса с требованием в разумные сроки компенсировать ущерб. Откажется — смело обращайтесь в суд! Положительные решения по схожим случаям имеются далеко не в единичном экземпляре.

ОХРАНУ К ОТВЕТУ

Недалеко от моего дома есть небольшая платная охраняемая автостоянка, куда я уже несколько лет ставлю свое авто. Проблем никогда не было, но на днях, когда я пришел забирать машину, обнаружил, что у нее отсутствуют два боковых колеса... Хозяин автостоянки отказался компенсировать мне ущерб, сославшись на то, что в заключенном между нами договоре ни слова не сказано об ответственности автостоянки перед потребителем. В таком случае за что я платил деньги?
Вадим ПОРЕЦКИЙ

— Не совсем так, ведь автостоянка и создавалась для того, чтобы обеспечить сохранность машины и имущества, находящегося в ней. Следовательно, если с машиной что-то случилось, то вся материальная ответственность лежит целиком и полностью на владельце автостоянки. Немаловажная деталь — паркинг отвечает перед владельцем авто независимо от своей вины (проспал ли сторож воров, или сам «секьюрити» украл колеса) и выплачивать деньги должен в любом случае. Это следует из статьи 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» и статьи 1095 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, вы можете потребовать от руководителя автостоянки компенсации морального вреда, размер которой законом не оговорен.

Насколько я понял из вашего вопроса, директор автостоянки не желает компенсировать вам ущерб добровольно. Посему у вас только один выход — подать в суд. Не забудьте, что в храме правосудия вам придется как-то обосновать свои материальные претензии, а именно — документально подтвердить стоимость похищенного имущества и свидетельскими показаниями подтвердить, что похищенные вещи действительно были в вашей машине. И несколько слов о процедуре: подавать иск вы можете как в суд по месту нахождения ответчика, так и в свой районный или в храм правосудия по месту причинения вреда — закон «О защите прав потребителей» дает вам полную свободу выбора.