Шпионский скандал, расшевеливший и без того беспокойное формулическое гнездо, наращивает обороты.
После того как Всемирный совет по автоспорту обнародовал свой вердикт, казалось, что «Степнигейт» закончен, но, похоже, это был лишь очередной раунд конфликта, который грозит погубить нынешний сезон…
Когда Рон Деннис покинул заседание совета с высоко поднятой головой, показалось, что шпионский скандал, расшевеливший и без того беспокойное формулическое гнездо, подошел к своему завершению. По крайней мере на один — по сути, основной для болельщиков всего мира — вопрос был получен ответ: «McLaren» не получит спортивных штрафных санкций, несмотря на признание вины в нарушении спортивного кодекса. Но можем ли мы быть уверенными, что результаты чемпионата мира 2007 года будут зависеть от того, как сложатся события на трассе, а не от числа страниц технической документации «Ferrari», обнаруженных у «одного из высокопоставленных сотрудников «McLaren»?
С точки зрения обычного поклонника королевы автоспорта, не питающего экстремальных пристрастий к конюшне из Маранелло, будет очень жаль, если «Ferrari» получит хоть одно очко преимущества за пределами трасс. Уж больно интересен нынешний чемпионат, и убивать его интригу в зале спортивного суда — чуть ли не большее преступление, нежели воровство документов у чужой команды. Хотя история еще не закончена. Не поставлены точки в «светских» судебных процессах. Главные возмутители спокойствия — Майкл Куглан и Найджел Степни — пока не пытались обелить себя, общественность ждет их заявлений, как и FIA. Предстоит решить вопрос, могут ли эти специалисты продолжать работать по профессии. Но чем бы ни закончилось дело, прежде фактически безупречная репутация «McLaren» подмочена. Предположим, во всем виноват один Куглан (хотя, судя по всему, эти документы видели еще несколько его коллег). Но если конюшня нанимает таких сотрудников в качестве ключевых персон, значит, и с ней что-то не в порядке. По крайней мере так может рассудить общественное мнение. К тому же над «McLaren» довлеет так называемый отложенный штраф, и при вскрытии новых обстоятельств конюшня может все-таки получить серьезное наказание.
Это было бы на руку «Ferrari», которая в подобном варианте развития событий стала бы безраздельной властительницей в «Формуле-1». Вот только кому нужна подобная «победа»? Вспомним, что во времена тотального господства на трассах
Михаэля Шумахера публика постепенно теряла к «Формуле-1» интерес. Не этого ли боятся боссы «Формулы-1», не решаясь поставить крест на ближайших перспективах «McLaren»? Не боятся ли они и того, что из гонок может уйти один из ведущих производителей — «Mercedes»?
А если серьезно, «Ferrari» можно понять. Конечно, вряд ли представители Скудерии хотят стать чемпионами мира в зале спортивного суда. С другой стороны, Жан Тодт предполагает, что утечка документов к Куглану серьезно навредила «Ferrari» в этом году, даже если они и не были использованы непосредственно для работы над машиной конкурента. Скорее всего эта информация была элементарно использована не для «созидания», а для «разрушения» самой феррарийной машины. Именно эти материалы могли натолкнуть «McLaren» на мысль попортить крови «Ferrari» в области соответствия машины регламенту. И эта версия выглядит вполне правдоподобно. Президент «Ferrari» Лука ди Монтеземоло заявил, что дело так оставлено не будет.
Таким образом, «дело Степни», изначально представлявшееся почти «личным делом» старого специалиста «Ferrari», недовольного «новой метлой», приобрело характер вселенского масштаба.
Более того, прошла буквально пара рабочих дней, как президент FIA Макс Мосли согласился на передачу дела о шпионаже в апелляционный суд после получения письменного прошения от поддерживающего «Ferrari» «Автомобильного клуба Италии» (ACI). Это мотивируется тем, что «Ferrari» не было позволено присутствовать на последнем слушании, а также тем, что решение спортивного суда оказалось довольно спорным. Так что судьба «McLaren» снова висит на волоске.
Откуда же растут ноги «Степнигейта»? Какой источник ни вскрыть (если, конечно, его позволяют вскрыть), даже если его информация и будет правдивой, это лишь часть истины. У разразившегося скандала много лиц и явно не один уровень. Первый — это, конечно, сам Найджел Степни, который, по бытующей ныне версии, избрал весьма рискованный и нечистый способ разобраться со своими проблемами, возникшими при новом командовании «Ferrari». А также незадачливый конструктор «McLaren» Майкл Куглан и его жена, не сумевшие вовремя спрятаться. Даже если Степни и Куглан затеяли все это дело, чтобы убраться из своих теперь уже бывших команд и трудоустроиться в новую (предположительно «Honda»), они избрали довольно странный способ заявить о своих намерениях. А если это был вариант подзаработать на торговле икс-файлами, то оба специалиста лишились гораздо большего — доброго имени и возможности работать по специальности. Так стоила ли игра свеч? Если, конечно, принять эту версию.
Быть может, нужно метить выше — Степни хотел небесплатно подставить команду «Ferrari» в борьбе за чемпионский титул. С другой стороны, в таком случае, наверное, «McLaren» не позволил бы так легко поймать за руку своих людей. Документы бы получили и спрятали так, что их было бы не так легко найти. Да и как-то подозрительно быстро ниточка расследования потянулась в дом Куглана. Версия о том, что «документооборот» между командами «Ferrari» и «McLaren» — попытка скомпрометировать Степни и удержать его от перехода в другую команду, выглядит уж больно брутальной. С другой стороны, не стоит забывать, что мозги конструктора — это, по сути, «компьютер» с базами данных не только по существующей технике, но и по машинам будущего, ноу-хау… Так что, быть может, и такая причина могла лежать в основе шпионского скандала, но неожиданно он приобрел совершенно другие масштабы. По крайней мере представить себе, что «McLaren» и «Ferrari» договорились устроить шпионский скандал, чтобы удержать Степни и Куглана от перехода в «Honda» (или другую команду), глупо. Версий может быть масса, впрочем, может существовать и множество не зависящих друг от друга причин скандала. В конце концов, а если сама «Ferrari» подбросила Куглану документы, чтобы в случае чего остановить «McLaren» и вернуть себе корону чемпионов мира? Уж не об этом ли хочет рассказать Найджел Степни?