Спортивно-утилитарные автомобили вроде Range Rover Sport и Volkswagen Touareg зачастую приобретаются в качестве альтернативы седанам представительского класса. И выбор этот вполне оправдан.
Ведь комфортом и мощью SUV можно наслаждаться не только на асфальте.
Всем был хорош Range Rover — роскошный, престижный, легендарно внедорожный. Однако — прямо как в сказке о Мальчише-Кибальчише — терзали его создателей смутные сомненья: все хорошо, да что-то не так. Уж больно проигрывал британский флагман конкурентам в динамике. И решение было найдено. Посадив видоизмененный кузов Range Rover на шасси Discovery III, англичане представили публике новый внедорожник — Range Rover Sport, призванный догнать и перегнать прытких одноклассников. И почти уже добились они победы, да портила картину дизельная версия. Со слабеньким
190-сильным мотором автомобиль выглядел как-то неспортивно. Достойный агрегат появился лишь этой весной. Современный битурбодизель V8 (3,6 л, 272 л. с., 640 Нм) с сажевым фильтром и впрыском Common Rail последнего поколения, в котором использованы форсунки с пьезоэлементами.
Новым мотором дело, разумеется, не ограничилось. Улучшилось качество отделки, расширился список базового и дополнительного оборудования. В числе нововведений — электропривод регулировки рулевой колонки, электрический замок задней двери и кармашки для вещей на сиденье водителя. В качестве опций предлагаются система контроля давления воздуха в шинах и гибридный аналого-цифровой TV-тюнер…
Отчет о тест-драйве обновленного VW Touareg «МКмобиль» публиковал не так давно — в апреле. Посему подробно описывать плоды рестайлинга мы не будем. Напомним лишь, что внешне внедорожник практически не изменился. Выдержанные в нынешнем корпоративном стиле фары, бамперы, спойлер на пятой двери да светодиоды в задних фонарях — мелочи, на облик автомобиля в целом никоим образом не влияющие. В интерьере новшеств и того меньше: не считая слегка переработанных сидений и панели приборов, изнутри Touareg остался прежним. Наиболее основательной ревизии подверглась электроника (усовершенствована ESP, появился адаптивный круиз-контроль и т.д.). Линейка силовых агрегатов пополнилась новым для России 3-литровым 225-сильным дизелем V6…
Впрочем, описательная прелюдия несколько затянулась. Пора осваиваться за рулем. В британском внедорожнике он, кстати, крупноват. Хотя организован кокпит вполне спортивно: слева поджимает широкая обивка двери, справа — монументальная надстройка над центральным тоннелем. При этом располагаешься не по-гоночному высоко. Изменять традициям создатели автомобиля не стали, обеспечив водителю фирменную «командирскую» посадку: нижняя кромка бокового окна — почти на уровне пояса. Зато кресло отменное — сидишь как влитой!
Водительское место Touareg куда просторнее. Широкие диапазоны настроек руля и кресла позволяют подобрать комфортную посадку людям практически любого роста и комплекции. В меру жесткое сиденье обладает достаточной боковой поддержкой, да и профиль его нареканий не вызывает.
Как и полагается в автомобилях такого класса, не обделены вниманием и пассажиры второго ряда. Жизненного пространства в салоне немецкого внедорожника с избытком хватает на троих, а вдвоем на заднем диване — сущий рай. Никакой тесноты ни в ногах, ни в плечах, ни над головой.
На задних сиденьях Range Rover Sport также вполне просторно. Правда, путешествовать там удобнее вдвоем, на что недвусмысленно намекают четко отформованные посадочные места по краям, снабженные, кстати, индивидуальным подогревом. Пассажиры располагаются, пожалуй, даже выше водителя, что, впрочем, тоже является фирменным приемом «Land Rover».
Багажник Touareg не самый большой в классе, но имеет почти идеальную форму, без лишних уступов и закоулков. Удобства добавляет относительно небольшая погрузочная высота. А еще здесь есть замок-доводчик: дверь можно лишь прикрыть, а остальным займется сервопривод.
Загружать багажный отсек Range Rover Sport не так удобно: и поклажу приходится поднимать на большую высоту, и колесные арки выступают. Однако по литражу «британец» проигрывает «немцу» не сильно.
Что ж, самое время проверить наших героев на ходу. Каков он — новый британский дизель? Великолепен! Полностью разделяем мнение генерального директора «Land Rover» Фила Пофэма, охарактеризовавшего мотор как «огромное достижение, обладающее огромной мощностью, выдающимся совершенством и исключительной эффективностью».
Первое, что отмечаешь, запустив двигатель, — отсутствие характерных для дизеля шумов и вибраций. Благодаря электронному управлению и гидравлическим опорам переменной жесткости даже при работе на холостом ходу дизельный V8 ведет себя практически как бензиновый. Под нагрузкой же мотор звучит изумительно — спортивно и вкусно. Хорош он и в деле. Новый агрегат, конечно, не наделил Range Rover Sport «бешеным характером некоторых конкурентов» (это мы продолжаем цитировать господина Пофэма), но худо-бедно обеспечивает внедорожнику массой 2675 кг разгон до 100 км/ч всего за 9,2 с (вместо прежних 12) и максимальную скорость 209 км/ч (ограничена электроникой). И пусть 6-ступенчатый «автомат» постоянно норовит переключиться повыше, запаса тяги с лихвой хватает практически во всем диапазоне оборотов. Неудивительно: ведь характеристики мотора таковы, что при количестве оборотов коленчатого вала примерно от 1500 до 3700 в минуту значение крутящего момента превышает 500 Нм. (Максимум крутящего момента — 640 Нм — достигается при частоте вращения 2000—2500 об/мин.) При этом машина на удивление экономична: по данным производителя, TDV8 обеспечивает расход топлива 11,1 л/100 км в комбинированном цикле.
Характеристики немецкого турбодизеля выглядят не столь впечатляюще. Однако ощутить разницу в разгонной динамике можно, лишь замерив ее на полигоне. Максимальный крутящий момент — 500 Нм — он выдает уже на 1750 оборотах, так что при резвом старте Touareg V6 TDI тоже не тушуется: при весе в 2300 килограммов «сотню» он набирает секунд за десять. Хотя и здесь с коробкой не все гладко. Если на ровной трассе трансмиссия радует плавностью переключений, то при динамичном прохождении связки поворотов или в рваном ритме движения 6-ступенчатая АКП начинает заметно «тупить». Частично положение спасает переход в «спортивный» режим. Но в качестве радикальной меры можно рекомендовать водителю взять выбор передач на себя. Благо «честный» Tiptronic позволяет выкручивать мотор до упора.
Однако эффектный разгон — это лишь полдела: хороший автомобиль должен образцово слушаться руля и вовремя тормозить. У «британца» с этим все в порядке. Дизельный внедорожник получил тормоза и подвеску от топ-версии Supercharged — мощные четырехпоршневые передние суппорты «Brembo» и модернизированную систему Dynamic Response, которая более эффективно противодействует кренам кузова.
Пакетом Driving Dynamics с функцией компенсации крена можно дополнить и опционную пневмоподвеску Touareg. В распоряжении водителя — три настройки амортизаторов: «Auto», «Comfort» и «Sport». На практике поведение автомобиля в различных режимах отличается несущественно, на уровне нюансов: в любом случае Touareg демонстрирует поистине эталонную плавность хода. Благодаря отменным настройкам шасси немецкий внедорожник чувствует себя на асфальте как рыба в воде: великолепно держит скоростную прямую, уверенно прописывает повороты. При этом пневматическая подвеска автоматически варьирует базовый клиренс (215 мм) в зависимости от скорости. Нет претензий и к тормозам.
Как уже было сказано, авто, подобные участникам этого теста, штурмуют настоящее бездорожье крайне редко. Не царское это дело — грязь месить: не ровен час бампер поцарапаешь. Тем не менее все задатки (да и реальные возможности) для внедорожных эскапад у этих машин есть. В основе системы постоянного полного привода Touareg — электронно-управляемая многодисковая муфта, распределяющая в зависимости от условий движения по осям
50—100% тягового усилия. Есть возможность блокировки межосевого и заднего дифференциалов и понижающая передача. Немаловажную (а иногда и определяющую) роль играет пневмоподвеска: дорожный просвет в 300 мм дорогого стоит! Так что, несмотря на откровенно дорожные шины, «немец» бодро карабкается на склоны, отменно идет по рыхлому песку и легко справляется с диагональным вывешиванием.
Обутый в еще более низкопрофильные «асфальтовые» шины, Range Rover Sport в грязь лицом тоже не ударил. На помощь водителю приходит система полного привода Terrain Response. Электроника учитывает высоту расположения кузова, углы взаимного поворота мостов, переключение передач и алгоритмы работы противобуксовочной системы, соотносит с имеющейся под колесами опорной поверхностью и действует в соответствии с ситуацией. Например, в режиме «камни» автомобиль реагирует на акселератор гораздо мягче, помогая избежать ненужных, а порой и опасных рывков. На песке же, наоборот, машина становится отзывчивей. Центральный и задний дифференциалы тоже блокируются, но в отличие от Touareg не загодя, а лишь по команде электроники — то есть после проскальзывания колес.
КРАШ-ТЕСТ VW TOUAREG
Чрезвычайно прочная структура кузова позволила VW Touareg получить в серии краш-тестов европейской ассоциации EuroNCAP 34 балла. Причем 16 из них он заработал при боковом ударе и 14 — при фронтальном. В первом случае вопросов у экспертов не возникло, однако во втором они отметили высокую вероятность получения водителем травмы коленей из-за контакта с силовой конструкцией передней панели. Безопасность детей при этом оказалась на достаточно высоком уровне — 4 звезды (39 баллов), чего не скажешь о пешеходах, так как в этом испытании автомобиль смог заработать только 7 очков (1 звезда).
КРАШ-ТЕСТ RANGE ROVER SPORT
Непосредственные испытания этого люксового внедорожника от «Range Rover» не проводились ни в Европе, ни в США. Тем не менее в качестве косвенного показателя уровня его безопасности может служить краш-тест «донора» — Land Rover Discovery 3, который в 2006 году провела ассоциация EuroNCAP. По итогам двух тестов «Диско» заработал 31 балл (11 — за фронтальный удар и 16 — за боковой), что соответствует результату 4 звезды. Тот же результат он показал и в обеспечении безопасности детей (4 звезды, 39 баллов). А вот забота о пешеходах оказалась на довольно низком уровне — только 8 очков, за которые машине присудили только одну звезду из четырех.