И чем дальше на восток, тем опасней. А если забраться за Читу и упрямо направиться в Хабаровск, то в случае удачи поездку можно будет считать подвигом.
В августе его совершили участники автопробега «Scout Experience», прошедшего по маршруту Москва—Владивосток на десяти полноприводных автомобилях Skoda Octavia Scout. Чего в этой затее больше: веры в свою машину или в нашу страну?
Если учесть, что в интернациональных экипажах были немцы, чехи, австрийцы, китайцы, поляки и много-много наших, то вера в страну явно присутствовала. А поскольку никакой специальной подготовки автомобили не проходили, лишь литые диски заменили на штампованные, то и веры в технику имелось предостаточно.
Самый главный атрибут внедорожника в интерьере Skoda Octavia Scout — это джиперский поручень перед передним пассажиром. Но пользоваться им неудобно. Ради красоты он смещен под правую руку, для которой и так есть штатный поручень на потолке.
Ехать на Дальний Восток по асфальту не так уж и сложно. Особых происшествий не случилось. Хотя километрах в двухстах от Москвы лихач на «Жигулях» так стремительно втерся в колонну, что оторвал себе бампер и попытался побыстрей удрать. Но все десять машин пробега были оборудованы радиостанциями, и беглеца в три секунды прижали к обочине, слаженными действиями и количеством протянувшихся к его лицу рук напугав на всю оставшуюся жизнь. Да еще в Байкальске простые русские люди чуть не убили чехов. Слишком уж хорошо чехи смотрелись на их фоне, что отвлекало взгляды местных девушек не в ту сторону. А в промежутке между этими событиями — сплошное гостеприимство, приятные встречи с дилерами и потенциальными покупателями, достаточно нормальный асфальт и уменьшающееся присутствие легковых автомобилей с привычным левым рулем.
На ровном асфальте Skoda Octavia Scout ведет себя очень достойно. Благодаря двигателю объемом 2,0 литра мощностью 150 л.с. она обладает хорошей динамикой разгона. Тормоза всех четырех колес дисковые, система включает ABS с Brake Assistant, а также ESP. Но зачем машине шестиступенчатая коробка передач, не совсем ясно. Явный маркетинговый ход, реализовать который трудно, поскольку понять, чем пятая передача лучше шестой (или наоборот), так и не удалось. Что на одной, что на другой поведение загруженной машины никак ощутимо не менялось, да и расход топлива тот же.
Улан-Удэ, столица Бурятии. Незыблемый оплот Советского Союза. На главной площади до сих пор стоит самый страшный памятник В.И. Ленину в мире — отрубленная голова черного цвета дикого размера. Рядом памятник одному из секретарей Бурятского обкома КПСС, а возле вокзала обелиск в память о павших в боях с белогвардейцами и интервентами. Зато на дорогах есть асфальт, а на заправках приемлемый бензин — правда, не полагающийся Аи-98, но хотя бы Аи-95. На улицах города в основном праворульные японские машины. При этом вся президентская администрация ездит на леворульных Hyundai Verna, а большие начальники — даже на NF. Водители пропускают пешеходов и никуда не торопятся. Но сами жители на прямо поставленные вопросы уже не всегда могут дать внятный ответ. В поисковых расспросах о вокзале встревоженная с детства девушка с ухмылкой махнула в противоположную от него сторону.
Отрегулировать водительское сиденье под себя высокому водителю удастся не всегда. К сожалению, подушка не опускается целиком, проваливая только заднюю часть. То есть при попытке сесть максимально низко высокий водитель получает ненужную поддержку коленей и наклон спинки под острым углом. Чтобы этого избежать, приходится дергать рукоятку лифта и, поднимая заднюю часть сиденья, рискованно приближаться головой к потолку.
Между Улан-Удэ и Читой есть городок Петровск-Забайкальский. Знаменит он тем, что рядом отбывали ссылку декабристы, о чем имеется тематический музей. Учитывая условия пребывания на царской каторге политических заключенных, вспомнился анекдот: «К декабристам приехали жены и испортили им всю каторгу».
Внедорожность Skoda Octavia Scout заключается в увеличенном на 40 мм по сравнению с просто Octavia дорожном просвете, который теперь составляет 180 мм. Кроме того, у машины пластиковый обвес по кругу и стальная полноценная защита двигателя. Полноприводной машина становится благодаря многодисковой муфте Haldex в приводе задних колес.
В Чите заканчиваются асфальт и «Жигули». Когда советская власть слегка пошатнулась, местный губернатор издал указ, запрещающий типовое строительство, и теперь здесь строят дома только по индивидуальному проекту. Но на общем облике города это не очень отразилось. В центре, рядом со зданиями городской и областной администрации, торчат почерневшие деревянные дома времен царизма. Чита — это край света, последний приемлемый город, после которого начинаются бездорожье и нищета. Вечером на центральной площади, среди гуляющих читинцев, впервые по-настоящему повеяло опасностью. Той самой, которая характерна для одичавшего русского человека и подсказывает наблюдательным людям из цивилизованного мира, что дальше лучше не соваться.
В концерне VW принято гордиться удобством рукоятки управления головным светом. Но понять, как здесь включаются противотуманные фары, можно далеко не с первого раза: общую ручку надо тянуть на себя, при этом точно зная, в каких именно положениях она позволит это сделать.
Приблизительно на отметке 116 км от Читы асфальт кончился. Это трасса М-58, имеющая псевдоним «Амур», ведущая в ссыльные края, нелюбимые людьми и властями. Поскольку останавливаться на ночлег в чистом поле в этих местах можно только под охраной батальона спецназа, приходится держать темп и гнать по гравийному подобию трассы на скорости под 100 км/ч. Постепенно на этой якобы дороге исчезли грузовики и остались только перегонщики, большими командами несущиеся на праворульных «японках» в глубь страны. Чтобы гравий не испортил товарный вид, перегонщики заклеивают машины пластырем, изолентой, скотчем, укрывают капоты клеенкой и картоном. В результате большинство автомобилей превращаются в кучи вторсырья с щелями бойниц. Когда один перегонщик берется за доставку сразу двух автомобилей, то второй он на жесткой сцепке крепит к первой машине, обе обильно закрывает щитами, и получается подобие бронепоезда, первое время вызывавшего удивление у тихих европейских журналистов, не готовых к столь смелому дизайну и изобретательности.
Хоть и сложные по рельефу, но зато сухие грунты не позволили проверить работу муфты Haldex в действии, поскольку машина нормально справлялась с бездорожьем без помощи полного привода. На укатанном гравии подвеска работала нормально. Зато когда пришлось быстро ехать по ухабам, начались пробои задней подвески, причем иногда на самой безобидной волне на кузов передавался удар такой силы, что распахивалась крышка «бардачка» в середине передней панели. К передней подвеске претензий не возникало ни разу.
В страшном поселке Чернышевске (население 15 900 человек) на бензоколонке вместо привычных для Москвы собак бродят непривычные коровы. Отгоняя одну из них от своей машины, местный водитель использовал такие слова и потратил столько ярости, что опешили даже бывалые русские, не говоря уже о вздрогнувших иностранцах.
Каторжный край совсем не изменился за последние века. Да и люди все те же.
Официально считается, что трасса «Амур» существует и связывает Восток с Западом. 26 февраля 2004 года Президент РФ был доставлен на вертолете в специально заасфальтированное место на трассе, где и провозгласил открытие «сквозного движения с использованием местной транспортной сети». На что губернатор Виктор Исаев поддакнул: «И скоро Дальний Восток станет Ближним». После чего праздник тут же прекратили и президент улетел, а бездорожье осталось. Но все же стройка ведется. Изредка появляются БелАЗы и ковыряются бульдозеры. По всей трассе очагов этого неспешного трудолюбия пять-семь, а общее впечатление такое, что дорогу строят человек двадцать и занятие это у них при нынешних темпах займет еще лет двести. На одной из остановок удалось поговорить с бульдозеристом. За круглосуточную работу и жизнь в сарае он получает 10 000 рублей в месяц. В общей сложности без асфальта остается около 1200 км дороги.
На лючке бензобака (его объем 60 литров) указана марка топлива — 98, а в скобочках на всякий случай приписка — 95. За все время пути машины заправлялись в основном 95-м бензином, хотя порой ему доставался и Аи-92. Каждое утро двигатель запускался без проблем, но, будучи ошарашенным качеством «еды», работал неустойчиво до тех пор, пока минимально не прогревался.
Чтобы не остаться на ночь в лесу посреди ссыльного края, пришлось остановиться на постоялом дворе ДРСУ в населенном пункте Уруша. Немцы, до этого момента фотографировавшие пейзажи и буераки, стали с растерянным видом бродить по новому зданию ДРСУ и снимать его интерьеры. Увиденное здесь они не смогут объяснить у себя дома без фотографических доказательств. А русские ничего и не заметили. Разве наших можно чем-нибудь удивить в своей стране?
Вторые сутки бездорожья в условиях «сквозного движения» дались с большим трудом. За полдня проехали не больше 150 км при скорости 20 км/ч. Попытка прибавить скорость приводила к гнутым колесным дискам.
Особенно тяжко пришлось машинам с иностранными экипажами. Они про такие дороги даже в книжках не читали.
Но итог двух дней скакания по открытой лично Путиным дороге все же неплохой: семь выброшенных колес, выбитая противотуманная фара да скончавшийся лямбда-зонд одной из машин, рискованно заправившейся самостоятельно на какой-то уж совсем сомнительной заправке.
На фоне ужасных поселений вроде Могочи, Ерофея Павловича, Сковородина, Магдагачи Благовещенск выглядит оплотом цивилизации, тем более что при въезде в него расположены шоу-румы самых настоящих официальных дилеров — «Ford» и GM. Город стоит на левом берегу Амура, а его главное украшение и достопримечательность — на противоположном берегу. Это китайский город Хэйхэ. За 1000 рублей любой желающий может на катере сплавать в Китай, сразу получить однодневную визу, обогатить местную экономику ввезенным капиталом и сытым и довольным вернуться на свою неблагодарную Родину. Чем все население активно пользуется. Но разговаривать с жителями Благовещенска очень сложно. Такое впечатление, что русскую литературную речь они без перевода не понимают.
Экипаж каждой машины состоял из трех человек. Кроме того, в багажном отделении огромного размера (официально — 1620 л) лежало много вещей и экспедиционного багажа, что в совокупности можно было приравнять к массе четырех взрослых людей. Но мощности двигателя и крутящего момента в 200 Нм хватало всегда.
Считается, что в этих краях лишь глухая тайга. Поэтому распростертая вокруг Благовещенска на сотни километров степь претендует на частное географическое открытие для большинства путешественников. Кстати, именно под Благовещенском находится то памятное место, где ВВП открывал несуществующую дорогу. В пяти минутах езды от него начинается страшный участок «слепого» бездорожья. На нем висит такая непроницаемая завеса белой известняковой пыли, сквозь которую автомобиль не видно уже на расстоянии 15 метров.
Возникает асфальт лишь в предместьях Биробиджана, натужно упражняющегося в еврействе. На въезде в город стоит Церковь Иисуса Христа, и лишь на вокзале что-то написано на иврите. Больше всего Биробиджан похож на зону, вокруг которой почему-то не оказалось проволоки. Зато и асфальт, и бензин в наличии, и ехать — одно удовольствие.
Раздельный климат-контроль работает качественно. Учитывая, что дефлекторы выведены и к задним пассажирам, ему удается быстро создать в салоне заданную температуру.
...Через 16 дней, 19 августа, караван из десяти Skoda Octavia Scout прибыл во Владивосток. Пробег чешских автомобилей показал, что к подобным марш-броскам полноприводная Skoda Octavia Scout готова. Двигатели девяти машин из десяти справились с нашим бензином, подвеска выдержала, а гнутые диски и трещины на стеклах никого не удивили. По мере удаления от Москвы вера в автомобиль только укреплялась, а вот в нашу страну — чуть не исчезла вовсе. И отныне все Defender, Discovery, Explorer, Patrol и прочие Pajero посрамлены раз и навсегда. Они не решились проехать по России 10 400 км. Не хватило отваги. Или веры в свои автомобили? Кстати сказать, глава представительства «Skoda» в России Ян Гурт прошел с автопробегом весь маршрут.