Вот бы узнать, какое отношение имеют китайские автомобили к Олимпиаде в Сочи? Вопрос, казалось бы, абсурдный. Ну, встречаются, наверное, на улицах будущей олимпийской столицы всякие Chery и Great Wall.
Может, к 2014 году их даже станет больше. Но, согласитесь, сложно предположить, что какая-либо модель этих или других китайских брендов (бог знает, сколько их еще к тому времени появится) станет «официальным автомобилем» столь грандиозного события. Хотя безобразно роскошный, а-ля пятизвездочный отель, лимузин, анонсированный той же «Great Wall» к показу на нынешней выставке «Интеравто», наверное, способен вместить всю национальную сборную…
Нет, я нисколько не умаляю технический гений конструкторов и тем более трудовой порыв рабочих Поднебесной. Под чутким партийным руководством можно достичь и не таких высот. Но что-то мне подсказывает, что спортивные чиновники и прочие VIP предпочтут более привычные и, так сказать, статусные транспортные средства.
Впрочем, дело даже не в статусе.
И вообще, мы отвлеклись от вопроса, поставленного в начале этих заметок.
А ответ на него, кстати, имеется. Автомобильная промышленность КНР действительно связана с грядущими сочинскими ристалищами. Причем самым роковым образом. Есть, как раньше у нас говорили, мнение, что китайские инвестиции в российский автопром завернули не просто так. Наряду с прочими (и гораздо более важными) политическими и экономическими уступками (Косово, Иран) отказ в льготах для китайских автомобилестроителей стал своего рода расплатой за право провести Олимпиаду.
Есть, впрочем, и менее экстравагантные версии. Мол, китайские производственные проекты тормозятся чиновниками Минпромэнерго и Минэкономразвития в угоду отечественным компаниям.
Однако каковы бы ни были истинные причины антикитайского демарша, его стоит признать весьма и весьма своевременным. Уж больно экспансивно ведет себя наш восточный сосед. Импорт автомобилей из КНР растет просто пугающими темпами. Достаточно сказать, что по итогам полугодия ввоз почти в шесть раз превысил прошлогодние показатели!
Казалось бы, что в том плохого? Импортеры активно удовлетворяют растущий спрос, способствуя развитию торговли и укреплению добрососедских отношений. Да и китайские инвестиции в создание производств в России тоже, наверное, оказались бы нелишними. Новые рабочие места, прогрессивные технологии…
Увы, но на деле все обстоит совсем по-другому. Польстившись на авто «made in China», мы в подавляющем большинстве случаев приобретаем технологически отсталые и небезопасные средства передвижения. Да, в Поднебесной имеется развитая автомобильная промышленность, насчитывающая свыше тысячи разнокалиберных предприятий. Но современными технологиями обладают лишь единицы — те, что сотрудничают с мировыми автогигантами, выпуская лицензионную продукцию для нужд внутреннего рынка.
Остальные производят модели, в лучшем случае соответствующие стандартам 10—15-летней давности. По сути, у этих машин есть одно достоинство — низкая цена. Но сколько можно экономить на здоровье и жизни, собственной и окружающих?