Китайцев много, и они для европейцев все на одно лицо. Но на 3-й Международной выставке «Интеравто» стало ясно, насколько китайцев много и до какой пугающей степени они на одно лицо.
Ихотя это обобщение относится к людям, на одно лицо оказались автомобили китайского производства, представленные на салоне двадцатью разными фирмами. Столько китайских машин на одной выставке раньше видеть не приходилось. Еще в прошлом году появление на публике позволяли себе лишь самые уверенные в собственных силах производители, осознающие, насколько их технологический уровень высок по европейским меркам. Но в этот раз стеснение было отброшено в сторону, и на автосалон приехало подкрепление из однотипных автомобилей, в основном пугающего вида и очень подозрительного качества. Все усилия «первого эшелона», старательно убеждавшего нас в китайском стремлении к общечеловеческим ценностям — качеству, красоте, совершенству, — были растоптаны. Одинокие островки цивилизованного подхода к автомобильному производству затопила волна бросившихся на русский берег кустарей, которые сразу показали, что учиться выпускать нормальные автомобили они будут по ходу дела, то есть когда-нибудь потом. «Страсть летающая» — это не метафора. Это название автомобиля, так же кустарно переведенное производителем на чуждый русский язык. Хотя мозаику из четырех слов, половина которых в буклете написана по-русски, а половина по-английски, можно сложить в любой смысловой последовательности: «Янцзы», «Чанфэн», Flying Pickup. На всякий случай в этом же буклете дано пояснение: «низкий масляный расход», «высокая способность, низкая цена». И логотип в виде кусочка сыра с дырками.
Избыточность китайцев — это и особенность, и национальная черта, и способ существования. Их очень много.
И у них очень много всего. В том числе и автомобилей. И огромное количество автомобильных заводов, большая часть которых готова прийти в Россию. И это самая очевидная тенденция «Интеравто-2007» — китайский автопром готов в любую минуту провести десантную операцию по высадке на наш стратегический плацдарм и не только продержаться на нем до подхода основных сил, но и прорваться на оперативный простор с последующим захватом ключевых позиций и господствующих высот
Тенденция номер два отчасти противоречит первой. Дело в том, что пока не все их автозаводы в состоянии приспособиться к нашему рынку. Но, как уже все знают, нет более прилежного ученика, чем китаец. И пока они разбираются с русским менталитетом, разведку боем за них проводят наши фирмы. Многие впервые объявившиеся автомобили привезли наши дилеры. Часть из них сделали это на пробу, изучая реакцию публики.
Другие просто схватили то, что нашли, в надежде отвоевать себе китайским оружием кусочек давно разделенного отечественного рынка.
Предвидя непонимание сторон, на «Интеравто» приехали переговорщики из оргкомитета Первого российско-китайского автомобильного форума. Они собираются в октябре провести в Китае серьезную встречу со всеми участниками процесса — с тем, чтобы русские стали понимать китайцев, а китайцы разгадали русских. Ведь уже ясно, что договариваться нам придется в любом случае, тогда самое время начинать. Хотя, глядя на внезапно всплывшие ужасы китайского автопрома, позиция того же Минпромэнерго, похоронившего шесть проектов по сборке китайских автомобилей на территории России, становится понятней, в ней видится нормальный рефлекс обороняющейся стороны.
Зато как блистательно на таком фоне смотрятся корейские производители! И видя серьезность их подхода к нашему рынку (даже концепт-кары привезли), взор мутнеет от слез признательности, что они нас не бросают.
Премьеры GM и вовсе выглядят фантастикой, а сами автомобили — эталоном! Вот ведь насколько все познается в сравнении.
Отечественные производители, как всегда, отправились кто в лес, кто по дрова. УАЗ, например, вообще куда-то пропал. Зато ГАЗ попытался с помпой предъявить русифицированный Chrysler Sebring. Заранее было объявлено, что потенциальные потребители впервые увидят облик этой машины в русском прочтении, а также будет провозглашено ее официальное имя.
С именем вышел конфуз. Машину назвали Siber. Получилась смесь английского с нижегородским. С внешностью тоже не заладилось. Конечно же, Sebring остался прежним, но были внесены минимальные изменения (новые фары, решетка, бамперы, фонари), что и лишило машину ее прежних дизайнерских штрихов и основных привлекательных черт. И в этом видится тенденция номер три. Своими непрофессиональными действиями традиционная отечественная автомобильная промышленность упорно работает на подрыв остатков нашего к ней доверия.
Иными словами, наши автозаводы не поумнели и по-прежнему рассчитывают на патриотизм и неразборчивость покупателей. Но китайские автомобилестроители не оставляют им шансов. Они быстро сориентируются и завалят страну не тем, что у них есть, а тем, что нужно нам с вами. Ведь расклад сил уже определился: пока европейские, японские и корейские концерны будут продолжать экспансию и строить у нас отличные заводы по выпуску современных автомобилей, где-то внизу за бездумного покупателя будут сражаться в прямой конкурентной борьбе наши заводы с китайскими. И ведь победит «страсть летающая».