1370

Чайна-таун на колесах

3-я Международная выставка “Интеравто” стала демонстрацией успехов китайского автопрома
— Мальчик, кем ты хочешь стать? — Иностранцем! (Старый советский анекдот.) Почувствовать себя иностранцем мог каждый россиянин, добравшийся до выставки “Интеравто-2007”, прошедшей в комплексе “Крокус-Экспо”. Благодаря массированному китайскому присутствию, пугающему однообразию и масштабному охвату разных автомобильных брендов из Поднебесной участники из других стран смотрелись как-то неприметно. И выставка в целом выглядела гостеприимной площадкой для гостей, заехавших в Китай по культурному обмену...
Поделиться

— Мальчик, кем ты хочешь стать?
— Иностранцем!
(Старый советский анекдот.)

Почувствовать себя иностранцем мог каждый россиянин, добравшийся до выставки “Интеравто-2007”, прошедшей в комплексе “Крокус-Экспо”. Благодаря массированному китайскому присутствию, пугающему однообразию и масштабному охвату разных автомобильных брендов из Поднебесной участники из других стран смотрелись как-то неприметно. И выставка в целом выглядела гостеприимной площадкой для гостей, заехавших в Китай по культурному обмену...

При этом китайцы, как и полагается хозяевам мероприятия, были радушны, но не более того. И в числе прочих особенностей поведения “как у себя дома” предъявили посетителям не только парадную сторону своей автомобильной промышленности, но и ее неприглядную изнанку. За первую, как и все последние несколько лет, отвечала трудолюбивая фирма “Great Wall”, по крупицам выстраивающая в нашем сознании веру в конструктивное совершенство китайских автомобилей, их высокий технологический уровень и европейский облик.

Все остальные хотя и разделились на две неравные группировки (менее отсталых и совсем отсталых), но зато себя показали без прикрас, чем напугали самых оптимистичных и заставили дополнительно погрустнеть пессимистов.

Made in China

Так называемые менее отсталые все еще доигрывали общеевропейский сценарий и на красиво оформленных стендах грамотно расставляли автомобили, обозначали премьерные модели, к некоторым из них прикладывали манекенщиц неоднозначного вида, а к остальным приставляли мальчиков, способных под нажимом немного рассказать о машинах. Плохо постижимые названия моделей, их буквенно-цифровые обозначения, похожие на математические загадки, отваливающиеся предметы интерьера и очень подозрительная сборка из деталей второсортного вида озадачивали. Не самая плохая фирма “Chery” обозначила своими автомобилями тот рубеж, после которого начинается откровенная халтура. То есть авто, хорошо смотрящиеся лишь на расстоянии и по мере приближения к ним рассеивающие и надежды, и иллюзии. А если у любой из них удавалось открыть дверь и заглянуть в салон, то становилось совсем плохо. На таком уровне даже в нашей стране уже никто ничего себе не позволяет.

Но в этот раз в “Крокус Экспо” в огромных количествах демонстрировали свои успехи совсем отсталые фирмы с непроизносимыми названиями и жуткими изделиями, отдаленно похожими на автомобили. Чтобы люди в здравом уме стали покупать себе эти страшенные аппараты, должно произойти что-то из ряда вон выходящее вроде всеобщей эвакуации, при которой уже не важно, на чем именно спасаться. И возле каждого подобного чудища случались специальные люди, причем не всегда китайцы, с неподражаемой уверенностью рассказывавшие об их высочайшем качестве, современнейших технологиях, удивительной безопасности и потрясающей надежности.

Иногда они дарили буклеты, каждый из которых, как и сам автомобиль, выдает отменное старание при полном неумении. При взгляде что на технику, что на ее рекламу видно неотвратимое желание китайцев попробовать себя в новой теме, к сожалению, при отсутствии понимания, как же это должно выглядеть и в конечном итоге работать. В общем, как у Жванецкого: “Формой овладели. Осталось что-то сделать с содержанием”.

Примечательная деталь. Далеко не все убогие подобия автомобилей привезли собственно китайцы. Некоторые из них выставили российские фирмы. Судя по всему, наши решили проверить потребителя на вздрагивание, и если никто прямо на стенде не упадет в обморок и ни с кем не случится инфаркт, то на этом товаре надо будет постараться заработать. А чтобы смягчить возможную тяжесть моральной травмы, к этим машинам приставили разговорчивых русских людей. Они с упоением рассказывают о потрясающей надежности (“Представляете, у нас эта машина уже проехала 7000 км!”), отменном качестве сборки и полной готовности к эксплуатации в условиях русской зимы (“Мы уже один раз завели ее при температуре -20°!”).

Пробуя себя в производстве автомобилей, делая первые шаги в рекламе, китайские фирмы попутно постарались выступить в хорошо освоенной номинации “Наглядная агитация”. Поэтому даже самые невероятные поделки удостаивались некоего подобия слоганов. Написанные по-русски, они в сочетании с увиденным давали не совсем тот эффект, на который рассчитывали организаторы. Например, “Качество делает будущее” или “Шагая в ногу с эпохой, создаем качество”. Видимо, мы с ними под качеством подразумеваем что-то разное. Хотя, например, интерьеры, отлитые на заводе детских игрушек из отвратительной пластмассы, можно при определенном насилии над собой принять за качественные. Не по автомобильным меркам, а хотя бы по меркам тех же игрушек. Хотя упрямство китайцев уже дает результаты. Завод электроизоляторов в Гжели потихоньку собирает их автомобили для наших людей. Тем же занимается и “Автотор”. И даже чуть было не скончавшийся от бессилия черкесский завод “Derways” активно совместил собственное выживание с китайской экспансией и получил на стыке обоюдных интересов целое семейство странных полноприводных автомобилей, имитирующих то корейские автомобили, то американские.

Кстати, это должно льстить корейским фирмам. Если китайцы их подделывают, значит, считают достойными для подражания. Попутно и нам есть чем гордиться. Разве не наши заводы первыми додумались давать своим моделям вместо названий длиннющие индексы, напоминающие номера телефонов? Китайцы старательно приняли это ноу-хау к сведению и лишь немного осовременили, добавив по вкусу буквы. Правда, мы нескончаемые ряды цифр никогда не писали на автомобилях, пряча их в документы на машину, а китайцы пошли дальше и стали старательно выкладывать мозаику хромированных букв и цифр на багажниках и бортах своих изделий. И вполне возможно, что по-китайски название СС6672LB очень даже мелодично звучит…

Китайская автомобильная экспансия неизбежна. С бесчисленным количеством заводов и под мудрым руководством коммунистической партии их автопром — хотим мы того или не хотим — выплеснется на наши просторы. Если мы будем при этом безропотными и покладистыми статистами, тогда вместо нормальных автомобилей ездить нам предстоит на YZK1026E2A.

Наша Раша

На “Интеравто-2007” почему-то не было индийских “легковых” друзей, да и отечественные автозаводы пришли не все. Куда-то спрятались “патриоты”, видимо, убоявшись прямых сравнений. А вот ГАЗ не испугался. Вообще-то подразумевалось, что именно горьковчане станут авторами главной интриги выставки. Они пообещали удивить страну явлением новой русской машины, переделанной из старой американской, а заодно потрясти нас ее именем. Но горьковчане не смогли блеснуть. Дизайнеры как всегда не сумели переосмыслить чужое наследие, а авторы названия и вовсе рванули не в ту сторону. В итоге мы с вами получили резко состарившийся Chrysler Sebring с самодельной и неаккуратно, впопыхах сделанной решеткой, некрасивыми фарами и странными задними фонарями. И все вместе называется Siber. Смесь французского с нижегородским опять не удалась.

Европа в гости к нам

И как же прекрасно выглядели на этом фоне европейские фирмы! Решительно выставившийся во всей красе GM привез новейший Chevrolet Tahoe, который в остальных случаях смотрелся бы как просто новая большая машина без особых рыночных перспектив, в меру привлекательная, но прожорливая и уже поэтому интересная лишь узкому кругу. Зато в нынешнем обрамлении он сиял, был благороден, отточен и велик. Так же роскошно выглядела премьерная Opel Astra с кузовом седан. Сама элегантность. От нее просто трудно было оторваться.

Хотелось сесть за руль и так за ним и остаться. И при этом не смотреть по сторонам, чтобы не напрягать только начавшую успокаиваться нервную систему. Появившийся в шоу-румах Opel Antara, продажи которого поперхнулись из-за проблем с качеством, благодаря чему его производство остановилось на несколько месяцев, тоже смотрелся как торжество здравого смысла и пользовался усиленным интересом публики. А редкий на русских просторах Opel GT и вовсе казался инопланетным гостем из очень совершенного мира.

Блеснули корейские фирмы. Спасители и друзья, они привезли и новинки, и даже концепты. Hyundai радовал прекрасно сделанным внедорожным купе QarmaQ. И пускай ему уже год и первыми его увидели американцы в Детройте, все равно это очень интересная машина с большим количеством инновационных решений. Кроме того, нас порадовали российской премьерой хетчбэка i30. Хотя такая замена привычных имен на буквенно-цифровое название неплохо бы смотрелось где угодно, но только не на китайском “Интеравто”.

KIA привезла Cee’d Sporty Wagon. Вполне приемлемый универсал, предназначенный к выпуску у нас в стране. Достаточно средним по всем показателям он выглядел ровно до тех пор, пока не появился на этой выставке. А здесь оказался великолепен.