В естественном отборе на роль семейного авто седаны сегмента «D» постепенно сдают позиции более приспособленным для этих целей «однообъемникам». И все же автомобили, подобные героям этого теста, рано списывать со счетов. Ведь Ford Mondeo, Opel Vectra и VW Passat способны не только переместить семейство из точки «А» в точку «Б», но и доставить его главе истинное драйверское удовольствие.
Не станем жертвовать дефицитное журнальное пространство на описание Passat и Vectra. Оба этих автомобиля хорошо известны на рынке (и, кстати сказать, не раз становились героями нашей рубрики). К тому же седан Opel вот-вот кардинально обновится, и — что забавно — судя по фотографиям, преемник нынешней Vectra будет здорово смахивать на Passat.
Взгляните на Mondeo последнего поколения. Ну какой из него семейный седан?! Стремительные обводы кузова, хищный «оскал» воздухозаборника, «мускулистые» колесные арки — зверь! Дитя кинетического дизайна. Динамичное и бескомпромиссное.
Интерьер — тоже весьма «кинетический» — приятно поражает качеством отделочных материалов.
Разработчики явно уделяли большое внимание тактильным ощущениям будущих владельцев: до чего не дотронешься в салоне — все весьма приятно на ощупь. Эргономика водительского места претензий практически не вызывает. Вот только руль подкачал: обод тонковат и швы кожаной оплетки излишне рельефны.
Зато колонка регулируется по вылету и углу наклона (причем в изрядном диапазоне), а пульт дистанционного управления аудиосистемой больше не надо нащупывать под рулем: он теперь прямо перед глазами — на левой спице. Кресла с развитой боковой поддержкой выглядят по-спортивному и неплохо распределяют нагрузки, хотя подушка сиденья могла быть, на наш взгляд, и длиннее.
За пухлой трехспицевой «баранкой» Vectra будет удобно практически любому водителю: диапазоны регулировок рулевой колонки и сиденья достаточно широки, а само кресло обладает неплохим профилем и почти эталонной жесткостью.
Салон Passat современен, элегантен и солиден. Отменные материалы, высочайшее качество подгонки панелей.
Правда, регулируемое в двух плоскостях рулевое колесо опять же тонковато. Водительское сиденье тестового Passat запомнилось «продвинутой» системой поясничного подпора: валик перемещается не только вперед-назад, но и вверх-вниз! Так что, если паче чаяния спина разболелась (хотя профиль и жесткость кресла подобраны очень удачно), можно провести сеанс оздоровительного массажа...
Итак, с точки зрения водителя, вся троица вполне комфортна, а каково пассажирам? Хуже всего, пожалуй, в Vectra. За высоким водителем усесться будет трудновато: при отодвинутом до упора переднем кресле сзади ощутимо не хватает места для ног. Пассажирам придется принять максимально прямую посадку, но тогда рослым людям будет давить на голову потолок. А учитывая, что особым простором «в плечах» авто не балует, сзади лучше ездить вдвоем (хотя по принципу «в тесноте, да не в обиде» задний диван Vectra, разумеется, можно делить и на троих). Задние пассажиры Passat могут рассчитывать на больший комфорт. На недостаток места для ног в большинстве случаев жаловаться не приходится. Пространства над головой не хватит только великану. Да и «в плечах» здесь посвободнее. Ну а просторнее всего на заднем сиденье Mondeo, где рослые пассажиры без особых проблем уживаются даже с очень крупным водителем: не тесно ни ногам, ни голове.
В принципе сзади могут путешествовать и трое, хотя среднему пассажиру будет ощутимо мешать центральный тоннель.
Скажем пару слов и о багажных отсеках. Наиболее удобный и вместительный — у Passat: широкий погрузочный проем, ровные стенки. Чуть хуже обстоят дела у Vectra (главным образом за счет меньшего удобства загрузки: в «амбразуру» под короткой крышкой багажника пролезет не всякий чемодан). Что же до седана Mondeo, то и его грузовой отсек совсем не плох. Уступая по вместимости лидеру нашей тройки, Ford немного выигрывает у Opel в ширине проема.
Динамические качества наших героев можно оценить на твердую четверку. Для активного драйва мотора мощностью в 140—150 лошадиных сил довольно тяжелому семейному седану все же маловато. Точнее, динамичная езда требует постоянно поддерживать двигатель «в тонусе», или попросту — крутить. Наиболее ясно это демонстрирует Mondeo. Его силовой агрегат (145-сильный 2.0 с 5-ступенчатой «механикой»), пожалуй, самый «крутильный» в этой троице. На второй передаче машина разгоняется до 100 км/ч, на третьей — до 140 км/ч. Однако при спокойном старте Mondeo чересчур вальяжен. На второй передаче мотор «просыпается» после 2000 об/мин, а на более высоких передачах — лишь за 3500 об/мин.
Иными словами, запаса мощности двухлитровому Mondeo определенно не хватает. (Можно себе представить, как едет 1,6-литровая 125-сильная версия!) Посему тем, кто любит погорячее, мы рекомендовали бы умопомрачительный тандем 2,5-литрового 220-сильного турбированного мотора и 6-ступенчатой «механики».
Разумным же компромиссом вполне может стать выбор 2,3-литровой 161-сильной версии с 6-ступенчатым «автоматом» или одного из 2-литровых дизелей (130 или 140 л.с. с АКП-6 или МКП-6 соответственно).
Примерно таким же «арсеналом» располагает и Passat. Помимо 2-литровой 150-сильной версии с 6-ступенчатой АКП Tiptronic (такой автомобиль участвовал в тесте) клиентам предлагается два 1,6-литровых бензиновых мотора, развивающих 102 и 115 л.с., и пара дизелей объемом 1,9 и 2 литра мощностью 105 и 140 «лошадок».
Венчают же гамму 2-литровая 200-сильная турбоверсия и наиболее мощный — 250-сильный — 3,2-литровый V6.
Что и говорить, едет автомобиль неплохо. Правда, «автомат» реагирует на акселератор с некоторым запаздыванием, а в спокойном режиме езды норовит как можно быстрее добраться до экономичных высоких передач. Зато в режиме «Sport» коробка преображается, «забывая» про шестую передачу, и честно крутит мотор до упора, обеспечивая солидному седану вполне приличную разгонную динамику. При желании можно воспользоваться и ручным управлением трансмиссией.
Не пасует на фоне конкурентов и 1,8-литровая Vectra. Благо модернизированный двигатель выдает теперь 140 л.с. Несколько портит впечатление 5-ступенчатый «робот»: при разгоне «в пол» коробка немилосердно «затыкается» при смене передач. По счастью, положение спасает «ручной» режим, помогающий мотору и трансмиссии обрести должное взаимопонимание.
Ну а те, кому такая Vectra покажется пресноватой, могут выбрать машину помощнее — например, 2,2-литровый 155-сильный агрегат с непосредственным впрыском. Также имеются три двигателя с турбонаддувом: 2-литровый 175-сильный и две 2,8-литровые версии, развивающие 230 и 250 л.с. (для менее «продвинутых» пользователей есть базовый 100-сильный 1,6-литровый мотор).
Управляемость Mondeo нам понравилась. Он великолепно держит скоростную прямую, по-спортивному остро реагирует на действия информативным рулем. Однако в быстрых поворотах крены все же великоваты, а диагональная раскачка приводит к небольшим траекторным отклонениям.
Отлично настроено и шасси Vectra. Чуткое рулевое управление позволяет водителю постоянно ощущать связь с дорогой, а довольно жестко настроенные подвески успешно борются с кренами и раскачкой.
И все же пальму первенства, пожалуй, стоит отдать Passat. Его руль самый информативный в нашей троице, а реакции быстры, точны и всегда однозначны. Крены и диагональная раскачка минимальные. На вираже автомобиль до предела держит траекторию, демонстрируя снос передней оси лишь при чрезмерном превышении скорости.
Лидирует Passat и с точки зрения ездового и акустического комфорта. Мелкие неровности в салоне практически не ощущаются, а крупные хорошо сглаживаются. В салоне тихо, и лишь крупные выбоины отзываются негромким стуком.
Подвеска Mondeo исправно информирует о мельчайших изъянах дорожного покрытия, содрогается на крупных выбоинах, а «на волнах» кузов еще и раскачивается с боку на бок. Не все гладко и с акустическим комфортом — шумные мотор и шины.
Примерно так же обстоят дела и с Vectra. За жесткий настрой подвесок, обеспечивающий водителю удовольствие от быстрой езды, приходится расплачиваться пассажирам: эталонная плавность хода в длинный перечень достоинств этого автомобиля, увы, не входит…
Как уже было замечено (и подтверждено результатами этого теста), все его участники способны доставить удовольствие человеку за рулем. Остается лишь напомнить, во что оно обойдется.
За 2-литровый Mondeo в комплектации Titanium дилеры просят от 769 000 рублей (седан стоит чуть дешевле — от 757 000 руб.). Несколько дороже — 858 700 рублей — обойдется Passat в исполнении Sportline. А дешевле всего встанет покупка Opel Vectra: в комплектации Elegance — 651 000 рублей.
КРАШ-ТЕСТ FORD MONDEO
До последнего поколения Ford Mondeo специалисты пока не добрались. Тем не менее, учитывая довольно приличные результаты, показанные во время соответствующих испытаний его предшественником, новая версия модели наверняка покажет «пятизвездный» результат.
В 2002 году старый Mondeo за фронтальный и боковой удары получил 10 и 16 баллов соответственно.
И если в последнем случае претензии испытателей были незначительны, то в первом у специалистов возникли вопросы по поводу конструкции рулевой колонки и работы ремней безопасности.
КРАШ-ТЕСТ OPEL VECTRA
В серии краш-тестов ассоциации EuroNCAP, проведенной в 2002 году, седан Opel Vectra заработал 30 очков, что соответствует итоговому показателю 4 звезды. Фронтальный удар при этом был выполнен на 12 баллов.
Эксперты отметили неплохую защищенность пассажиров при такого рода столкновениях, но в то же время обратили внимание и на риск травмоопасного соприкосновения коленей сидящих спереди с силовой структурой передней панели. И хотя боковой удар автомобиль выполнил на 100%, это не позволило присвоить ему высшую оценку.
КРАШ-ТЕСТ VW PASSAT
По итогам серии краш-тестов, проведенной в 2005 году, нынешняя интерпретация VW Passat получила максимальную оценку 5 звезд, заработав в результате 34 очка. И фронтальный, и боковой тесты были выполнены на 100% —14 и 16 баллов соответственно. Тем не менее в первом случае водитель рискует получить травмы из-за контакта с рулевой колонкой. Безопасность пешеходов и детей при этом была также обеспечена на достойном уровне: 4 из 5 звезд — для детей, 2 звезды из 4 — для пешеходов.
Ford Mondeo
+ Новая модель с рядом технических изюминок, агрессивный экстерьер, просторный салон, хорошая управляемость.
- Слабоватый по меркам класса 2-литровый двигатель, отсутствие автоматической трансмиссии.
Opel Vectra
+ Неплохое соотношение цены и качества, широкий выбор кузовов и силовых агрегатов, отличная управляемость.
- Довольно старая модель, тесноватый салон, посредственная плавность хода.
VW Passat
+ Довольно престижный (по нашим меркам) бренд, хорошие ходовые качества, широкий выбор вариантов исполнения и дополнительного оборудования.
- Сравнительно высокая цена, дизайн на любителя.