1679

Им кодекс строить и жить помогает…

Часть четвертая: об открученных знаках, спецстоянке и оплате штрафов
Не переставал удивляться всяк сидящий за рулем законодательной норме, в соответствии с которой каждого, кто в принудительном порядке не застраховал свою гражданскую ответственность, но при этом нахально продолжал рулить, можно было наказать только рублем. И никто был не вправе мешать ему без полиса обязательного страхования двигаться дальше.
Поделиться

(Окончание. Начало в номере от 2, 16 и 30 августа с.г.)

Не переставал удивляться всяк сидящий за рулем законодательной норме, в соответствии с которой каждого, кто в принудительном порядке не застраховал свою гражданскую ответственность, но при этом нахально продолжал рулить, можно было наказать только рублем. И никто был не вправе мешать ему без полиса обязательного страхования двигаться дальше. А вот всякого, кто такую обязанность добросовестно исполнил, но вместе со штанами забыл полис у любовницы, можно было наказать не только рублем, но и еще и отстранением от управления. Разумеется, с последующим удержанием транспортного средства на спецстоянке до тех пор, пока склеротик гаишникам полис не покажет…

Смекалистые граждане сразу же сообразили: забыл полис дома — лучше признаться гаишнику, мол, нет такого и вовсе…

Исправляя собственный казус, авторы поправок в кодекс придумали новый механизм: с 1 июля года будущего с автомобиля (мотоцикла, автобуса, грузовика и пр.), ежели принудительно не застрахована гражданская ответственность его водителя, придорожные милиционеры начнут скручивать регистрационные знаки. То есть, пользуясь юридическом “жаргоном”, запрещать эксплуатацию транспортного средства. В общем и целом логично: в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном страховании…”, “обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств”. Стало быть, не исполнил — не можешь использовать.

В творческих муках, впрочем, депутаты сбились с пути истинного и организовали в деле отстранения от управления радостную для незастрахованных граждан прореху: в статье 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях они забыли указать, что транспортное средство (как это было до 11 августа нынешнего года) удерживается на спецстоянке до тех пор, пока забытый дома полис принудительного страхования не будет предъявлен в дежурную часть ГИБДД. И отныне (впрочем, только до 1 июля…) и тем, кто полис забыл, и тем, кто его просто не имел, кроме штрафов ничего не грозит!

При этом депутаты (вот здесь надо отдать им должное) все-таки разрешили в течение одних суток после запрета на использование и снятия регистрационных знаков смело двигаться к месту устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства. Иными словами, к тому месту, где тетка в будке с удовольствием продаст полис принудительного страхования.

Исключение из этого правила они предусмотрели лишь для тех транспортных средств, у которых заведомо неисправны тормозная система, рулевое управление или сцепное устройство (в последнем случае — ежели в составе автопоезда). Таким источникам уже крайне повышенной опасности придется ремонтироваться на месте или взбираться на спину эвакуатора.

Несмотря на то что Правила дорожного движения не обязывают нас возить такой документ, как протокол о запрещении эксплуатации, бережно хранить его и с трепетом передавать для проверки регулировщику (дабы подтвердить, что не накатали лишних суток) нам таки придется. В противном случае не миновать возбуждения дела об управлении без знаков, грозящем (если суд не пожелает тщательно разобраться) штрафом в 5000 рублей или лишением права управления транспортными средствами на срок до одного квартала!

Тем более что сотрудник ГИБДД наверняка испытает соблазн приговорить к финансовым потерям прямо на дороге, ибо уже с 1 января будущего года придорожным милиционерам, даже просто имеющим специальное звание (чтобы не создавать очереди на разборе в ГИБДД), будет дано право под забором раздавать постановления о штрафе.

Сочиняя такую норму, авторы новой версии кодекса освободили нашего брата от обязанности направлять копию платежного документа, подтверждающего оплату штрафа, в тот орган, который приговорил к наказанию, то есть в ГИБДД или суд. Но (видимо, опять по недоразумению) оставил за сотрудниками ГИБДД право возбуждать дело о неуплате штрафов в случае, если подтверждение об оплате не пришло. В переводе на шоферский это значит: не получил гаишник или судья копию квитанции — прими, товарищ Кацнеленбоген, в суде 15 суток ареста или двойной штраф якобы за неуплату одинарного.

Нет, разумеется, в суде разберутся (если оригинал квитанции товарищ Кац не выбросил), но посидеть 48 часов до суда в изоляторе с бомжами и крысами товарищи милиционеры наверняка заставят.

Поскольку отныне кодекс направлен на пополнение государственного бюджета, в целях экономии наших средств на оплате услуг коммерсантов с 1 июля будущего года мы освобождены от содержания за свои кровные жирующих владельцев спецстоянок. Если сегодня в столице эвакуация и хранение транспортных средств, например, у нетрезвых водителей осуществляются исключительно за весьма высокую плату, а перемещение неправильно припаркованных автомобилей на ту же спецстоянку и хранение в течение первых суток обеспечиваются для их владельцев задарма, то летом 2008 года уже любое транспортное средство (за исключением разве что трамвая и троллейбуса), отобранное по любой предусмотренной кодексом причине, и перемещаться, и храниться в первые сутки будет даром.

…Очень большие чины из ГИБДД заявляют, что первая порция новых, жестких санкций уже начала приносить плоды, но судить о том, насколько они ощутимы, мол, еще очень рано. Лукавят. Дабы понять, изменилось ли что-нибудь в структуре и количестве нарушений ПДД, вполне достаточно сравнить статистику за месяц “до” и месяц “после”. Тем более что месяц “после” уже благополучно канул.

А вот как утверждают чины приземленные, не изменилось ничего. И причин тому множество.

По данным опросов столичных автовладельцев, чуть более 90 процентов из них не имеют ни малейшего представления о том, что привычные для них нарушения, регулярно совершаемые за 100 рублей, теперь “стоят” 700. Чего ж опасаться-то? И при нынешней системе “оповещения” (то есть при полном ее отсутствии) не узнают никогда.

А загадкой для законодателей остались причины большинства нарушений ПДД: ни один из авторов новой версии кодекса вразумительно не расскажет, почему и зачем мы нарушаем.

Ибо и сам не знает.

Но точно знает, что, не устранив причины, можно ликвидировать последствия. Причем штрафами, размер которых наугад взят с высокого потолка зала заседаний Государственной думы.

А впрочем, какая нынешним депутатам разница: за беспомощность нового кодекса и, как следствие, гибель верноподданных на дорогах в далекой перспективе будут отвечать уже совсем другие дяди…