Как только первые автомобили начали колесить по дорогам, их создатели приступили к поискам жидкости, способной заменить воду в системах охлаждения двигателей. Слишком уж хлопотной оказалась эксплуатация машин при отрицательных температурах.
Уже довольно давно во всем мире автомобильные антифризы делают на основе этиленгликоля. Любопытно, что в чистом виде он замерзает уже при 12 градусах мороза. Но стоит подмешать к этиленгликолю всего два процента воды — и смесь начинает превращаться в лед уже при минус 20 градусах. С увеличением доли воды температура застывания раствора только понижается. До тех пор, пока количество воды в смеси не составит 65—70%. Чтобы заморозить эту жидкость, потребуется 70-градусный мороз. Дальнейшее разбавление раствора водой вызывает обратный эффект — температура замерзания растет. Раствор
25-процентного этиленгликоля в воде застывает уже при минус 10 градусах.
Стоит заметить, что при замерзании растворы этиленгликоля в воде превращаются в кашеобразную массу и в отличие от ситуации с превращением чистой воды в лед не меняют своего объема. Так что двигатель и радиатор от замерзания антифриза не страдают.
И все бы хорошо, но оказалось, что раствор этиленгликоля обладает еще и высокой коррозийной активностью к цветным металлам, а также склонностью к вспениванию. Поэтому в раствор вводят в небольших количествах специальные присадки, подавляющие отрицательные свойства антифриза.
Охлаждающую жидкость с набором присадок и содержанием этиленгликоля в объеме 40% знает каждый автолюбитель. Это «Тосол А40». Ассортимент охлаждающих жидкостей, выпускавшихся в СССР, разнообразием не отличался. Причем настолько, что марка «Тосол» — основной советский антифриз тех времен — стала именем нарицательным. И по сей день некоторые матерые автолюбители называют тосолом любые охлаждающие жидкости, в том числе и импортные. Всенародная популярность «Тосолу», вернее, его потребителям, аукнулась. Под этой торговой маркой на рынок запасных частей и расходных материалов проникают практически все подделки антифризов. «Левых» охлаждающих жидкостей под импортными марками почему-то практически не встречается. По опыту «коллективного бессознательного» околоавтомобильного сообщества, вероятность нарваться на фальсифицированный «Тосол» приблизительно равна 10—20%.
Процент, на первый взгляд, невелик, но кто даст гарантию, что «левак» не достанется именно тебе?
В свое время ВАЗ, как известно, строили под руководством итальянцев. Советские «Жигули» были аналогом одной из моделей итальянского «Fiat». В частности, и охлаждающая жидкость — антифриз для системы охлаждения вазовских двигателей — тоже должна была быть аналогичной итальянской.
В то время в системе охлаждения «Fiat» использовался антифриз под названием «Paraflu» — высококачественная охлаждающая жидкость на водно-гликолевой основе веселенького желто-зеленого цвета.
А советская промышленность тогда выпускала один-единственный антифриз для автомобильных двигателей — «антифриз по ГОСТ 159».
Итальянцы испытали эту жидкость и выяснили, что она интенсивно «поедает» металлы, обильно пенится и практически не имеет запаса щелочности. Союзному НИИ органической химии и технологии потребовалось аж 3 года, чтобы разработать рецептуру охлаждающей жидкости, аналогичную по качеству итальянской.
Теперь этот антифриз известен как «Тосол». Слово «тосол» образовано из сокращенного названия отдела-разработчика — «ТОС» («Технология органического синтеза») и «ОЛ» — на «химическом языке» это окончание означает, что речь идет о спирте (этиленгликоль — двухосновный спирт).
КСТАТИ
Первые антифризы появились в 20-х годах прошлого столетия. Изготавливались они на основе глицерина, а потому кроме низкой температуры замерзания обладали высокой вязкостью и отвратительной текучестью.
Немалая доля хиленьких лошадиных силенок двигателей того времени уходила на прокачку такого «киселя» по каналам системы охлаждения и трубкам радиатора. С техническими проблемами справились, когда к глицерину начали добавлять этанол. Текучесть заметно улучшилась, но взамен получили «человеческий фактор». Этанол — сильный психотропный яд. Водители, невольно нанюхавшись его, вытворяли затем за рулем всякое.