1090

Россиянам продадут машину бремени

Власти придумали честный способ отъема денег у нечестного населения
Если во времена Остапа Бендера статистика претендовала на роль бескомпромиссной всезнайки, то сегодня эта состарившаяся дама то ли ослепла, то ли попросту разучилась считать. Ну а как иначе соотнести среднемесячную зарплату по стране (в 2007 году эквивалентную 500 долларам США) с массовым спросом на автомобили?
Поделиться

Если во времена Остапа Бендера статистика претендовала на роль бескомпромиссной всезнайки, то сегодня эта состарившаяся дама то ли ослепла, то ли попросту разучилась считать. Ну а как иначе соотнести среднемесячную зарплату по стране (в 2007 году эквивалентную 500 долларам США) с массовым спросом на автомобили?

Доля новых машин — как иностранных, так и отечественных, — растет из года в год. В 2006 году она перешла двухмиллионную отметку. По некоторым оценкам, суммарные затраты наших сограждан на покупку авто составили все в том же 2006 году порядка 32 миллиардов “баксов”. А это значит, что средняя цена проданного автомобиля зашкаливает за 15 000 долларов. Если учесть, что половина реализованных автомобилей произведена в России и стоит 5—10 000 долларов, то средняя цена иномарки автоматически переваливает за 20 000 у.е. После подобных подсчетов напрашиваются две мысли: либо статистика что-то умышленно не учитывает (не будем ханжами — речь идет о так называемом “черном нале”, или зарплате в конвертах), либо доходы малой части населения на несколько порядков выше заработков совершенно нищего большинства.

Увы, как это ни прискорбно, верны, похоже, обе версии. Действительно, владельцами новых авто становятся преимущественно те, кто помимо небольшого официального оклада в 2000—4000 рублей основную долю зарплаты получает не через бухгалтерию, а кулуарно. Причем эти суммы часто превышают “белые” в десяток и более раз. Есть, конечно, и счастливчики, которые 100% заработка получают через кассу. Для таких открыты самые выгодные кредитные программы в любом банке.

Судя по тем же статистическим данным, среднемесячная номинальная заработная плата в Москве составила в текущем году почти 21 500 рублей против 8500 рублей, скажем, во Владимирской области. Но подобную и много большую “роскошь” для работников могут себе позволить лишь крупные и финансово устойчивые компании. Все остальные предприятия и фирмы, на которых трудится большинство граждан, просто не выдержат налогового бремени, выплачивая высокую и легальную заработную плату. Как правило, выбор делается в пользу высокой…

А потому реальные доходы — конечно, не всего населения, но немалой его части как в столице, так и в регионах, — разнятся с официальной статистикой.

Туда, сюда, обратно

Казалось бы, какое отношение все эти цифры и факты имеют к покупке автомобилей и стремительному росту их продаж? Чем объяснить по сути государственную поддержку строительства иностранных автозаводов, а также банков, выдающих автокредиты? Если думаете, что толстовским человеколюбием, — ошибаетесь. Похоже, власть решает очередную проблему отъема денег, но чужими руками, по-своему и очень ловко. Если помудрить с калькулятором и принять на веру цифры с официального сайта Федеральной службы государственной статистики, то примерно 90 миллионов человек (в 2007 году — все трудоспособное население России) легально ежемесячно зарабатывают порядка 45 миллиардов американских “рублей”. За год эта сумма составит 540 миллиардов долларов. Подоходный налог в 13%, перечисленный в казну, будет, соответственно, равен 70,2 миллиарда у.е. Немалая цифра, но как выжать налоги с остальных, неучтенных доходов, не вызвав при этом массового недовольства?

Тебе и мне приятно

Способы, оказывается, есть. Взыскивать недоимки с огромного количества народа — занятие неблагодарное, хлопотное и дорогостоящее. Содержать для этого армию налоговых инспекторов, пестующих каждого гражданина, — дело абсолютно бесперспективное, особенно в России. Намного проще контролировать не столь многочисленных официальных дистрибьюторов автомобилей, да и “серых” дилеров, взимая с них всевозможные умышленно завышенные платежи в государственную казну.

Таким образом, вся автомобильная дистрибьюторская и дилерская сеть волей или неволей превращается в опосредованного сборщика неуплаченного нами подоходного и прочих налогов, только под совсем иным соусом.

Как теперь не посчитать доходы государства с приведенной выше цифры затрат на новые автомобили, да еще присовокупить и платежи с тех, которые ввезены в индивидуальном порядке? Конечно, существует масса импортных, да и отечественных дорогостоящих товаров, в стоимость которых можно было бы “забить” скрытый налог. Но подсадить большую часть населения на шубы или яхты все же проблематично, а вот автомобиль, как показывает практика, оказался тем самым безвредным на первый взгляд “наркотиком”.

Опиум для народа?

Да, именно на первый взгляд, потому что последствия его “употребления” для тех, кто не имеет достаточного финансового иммунитета (а именно — наиболее низкооплачиваемой части населения), могут быть самыми непредсказуемыми. К цепочке, доставляющей деньги в бюджет даже от самых бедных граждан, подключились банки. Теперь уже и обладатель ежемесячного жалованья в 10 000—12 000 рублей может рассчитывать на комфортабельный автомобиль. Не на Mercedes или Audi, конечно, но на “корейца” или “китайца” — вполне, не говоря уже о “ВАЗе”. Хочешь кредит на 10 лет — пожалуйста!

Только вот человек, ошалевший от сказочной возможности ездить за рулем, не хочет понять, что через 2—3 года такой автомобиль устареет морально, через 5 лет — физически, а через 10 при наших условиях эксплуатации превратится в хлам, за который все равно придется расплачиваться. Более чем 5-летний кредит на автомобиль — форменное безумие, а мысли о том, что легковой “железный конь” поможет вырваться из нищеты, — безумие в квадрате...

Вместо P.S.

Есть ли выход из этой двусмысленной ситуации? На протяжении всей постсоветской истории его искала не одна плеяда башковитых экономистов и политиков, но ничего радикального не придумала. Так, может, нынешнее положение дел не так и плохо?! Молчаливое согласие всех сторон, наверное, лучше дискуссий по поводу разночтений в статистике, которые рано или поздно приведут к предметному “разбору полетов”. Но одна мысль не дает покоя. Ну почему же там, у них, за океаном, автомобиль стоит на треть или почти вполовину дешевле, чем у нас? Может, все-таки стоит платить налоги как полагается, а автомобили покупать за их реальную стоимость?

Да только вот кто же даст…

АНЕКДОТ В ТЕМУ

В США автомобиль угробил владельца об фонарный столб, в Голландии — утопил в канале, а в России — уморил голодом, так как был кредитным…