Это вполне осуществимое технологически решение проблемы пробок на дорогах, позволяющее объединить преимущества публичного и личного транспорта.
Идея создать самоуправляемый четырехместную кабину (похожую на капсулу или боб, как вам больше нравится), которая без помощи водителя передвигается по заданному пути, родилась у группы инженеров еще в 50-е годы. Но только сегодня первая подобная сеть была построена.
Конечно, надо признать, что транспортная сеть в Хитроу достаточно скромна: протяженность ее всего 3,5 км и соединяет она лишь автопарковку и терминал. Но это только первая подобная сеть общественного транспорта. В компании BAA, управляющая сетью аэропортов в Великобритании, отметили, что если пилотный запускисистемы пройдет успешно, система PRT будет использоваться в аэропортах повсеместно.
Кабина PRT – не просто маленький автобус или поезд. Они больше походят на такси. Во-первых, их не надо ждать, наоборот, они ждут пассажиров на стоянке. Во-вторых, новый вид транспорта не останавливается, чтобы подобрать пассажиров по дороге. Нет на его пути и светофоров. Наконец, кабина так же индивидуальна, как такси, и поэтому м ней всегда гарантировано свободное место, даже в часы пик.
Забравшись в кабину, пассажиру остается только выбрать направление. Освободившись, вагончик ожидает следующего клиента или направлятся туда, где в данный момент более востребовано. Все это полностью отвечает идее Рассела гудвея, бывшего лорд-мэра Кардиффа, который определил индивидуальный скоростной транспорт как «общественный транспорт, который ждет вас, вместо того, чтобы вы ждали его».
Экологически чистый вид транспорта.
Подобная идея появилась еще в 19 веке, но только американец Дон Фичер серьезно проработал ее в своей книге 1964 года «Индивиндуальный автоматизированный транспорт в городе», хотя по его словам, он основывался на работах еще 50-х годов. В Великобритании разработки скоростной транспортной системы велись до 1971 года. Подобные проекты существовали также во Франции, в Германии, Швеции, Японии и США, но не нашли развития, поскольку не были коммерчески выгодны.
Сегодня, все больше внимания уделяется экологическим проблемам, интерес к подобным проектам возрождается. По словам транспортной компании Advanced Passenger Systems, PRT использует в среднем в четыре раза меньше энергии, чем автомобиль. Некоторые сторонники этого проекта предполагают, что со временем PRT сможет использовать возобновляемые источники энергии, например, солнечную энергию. Но даже при работе на электрической энергии, новинка остается очень привлекательной с точки зрения экологии, поскольку практически не производит выбросов в окружающую среду.
Личный Скоростной Транспорт: развитие идеи
1953: Дон Фичер, проектировщик транспортных сетей из Нью-Йорка, начинает исследование, посвященное личному скоростному транспорту.
1970: В Японии проходят испытания транспортной системы CVS (Computer-controlled Vehicle System) управляемой компьютером. 84 машины могли перевозить одновременно 800 000 пассажиров со скоростью 60 км/ч, но правительство закрыло проект как несоответстующий существующим правилам безопасности.
1975: В Западной Вирджинии начинает работу система Индивидуального Скоростного Транспорта в г. Монтгомере, соединяющая пять университетских общежитий города. Правда, сторонники PRT говорят, что это не Индивидуальный Скоростного Транспорт, а просто система легкого транспорта: для PRT он слишком тяжелый и перевозит слишком много людей сразу. Проект до сих пор действует, перевозя до 15 000 пассажиров в день.
2003: Система ULTra (Urban Light Transport, Городской легкий транспорт), созданная Advanced Transport Systems, получает разрешение Инспекции Железнодорожного транспорта Великобритании на перевозку пассажиров.
2005: Компания BAA выбирает систему ULTra для работы в 5 терминале аэропорта Heathrow.
По материалам The Guardian